4 июня, 2023 - 15:34
«Женский голос, как ветер, несется,
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснется,
Все становится сразу иным.
Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит»
Строки знаменитого стихотворения Анны Ахматовой полностью описывают эмоции, которые вызывает пение солистки Государственного музыкального театра КБР Фатимы Дышековой.
За пять лет работы в нашем театре она проявила себя как яркая талантливая исполнительница. Ее красивое драматическое сопрано: сильное, страстное и одновременно теплое, нежное и полетное завораживает, уносит в прекрасный гармоничный мир. Меломанам нашей республики повезло, что в Музтеатре есть обладательница этого типа сопрано с мощным, богатым, эмоциональным голосом, способным петь поверх оркестра, ярчайшими представительницами которого являются такие звезды, как Гулегина, Дмитриева, Прайс и, конечно, Каллас, на которую, на мой скромный взгляд, Дышекова очень похожа. А ведь она могла бы петь в Большом театре, если бы после первого успешного прослушивания не опоздала на второе.
Вообще природа щедро одарила ее – не только дивной красоты голос, но красивая, изысканная внешность, грациозная пластика и несомненный актерский талант, благодаря которому она одинаково убедительна и в роли старой цыганки из оперетты «Цыганский барон», и в партии высокомерной Княгини из оперы «Камбот и Ляца».
Вопреки тому, что она производит впечатление артистки, которая чуть ли ни с младенчества готовилась к музыкально-сценической карьере, долгое время Фатима всерьез подумывала об английской филологии. Но английский язык все же уступил артистическому началу девочки, в родной двадцатой школе она выступала на всех концертах и творческих мероприятиях, за что и получила прозвище «Кобзон», которым даже гордилась. А решающим фактором, не скрывает Фатима, стало то, что она посчитала работу певицы, пусть и не самой высокооплачиваемой, но стабильной и подходящей для девушки.
В конце девятого класса Фатима пошла на прослушивание к заслуженной артистке КБР Ирине Дауровой – она набирала очередной класс, – получила «тройку» и неутешительный вердикт: «Особых данных нет, но я тебя возьму, потому что ты хорошая девочка».
Было трудно, вспоминает Дышекова, она даже слегка завидовала остальным ребятам, ведь у них за плечами были учеба в «музыкалке» и школе искусств, опыт сценических выступлений и участия в конкурсах. Ей же пришлось буквально начинать с нуля. Но она не сдавалась, училась изо всех сил: «Честно говоря, я долго мучилась, потому что ничего не получалось. Лишь на втором курсе стало что-то выходить».
И все это, подчеркивает певица, благодаря Ирине Дауровой. Благодаря блестящему педагогическому таланту Дауровой, ее умению вдохновлять и мотивировать, девушка не только открыла свои незаурядные вокальные данные, но и стала развивать вкус и интерес к классике. А еще педагог первой поверила в Фатиму и заставила воспитанницу думать о себе как о певице с классическим потенциалом. Годы обучения в Колледже культуры и искусств Северо-Кавказского государственного института искусств Дышекова, как впрочем, все студенты Ирины Султановны, называет для себя особенно значимыми: отношения Дауровой со студентами были по-настоящему семейными, со своими строгими правилами и закрепившимися традициями. Она умудрялась оберегать своих воспитанников от негативного влияния, всегда была в курсе их дел и поверенной их тайн, по сути, являясь для каждого третьим родителем.
В колледже искусств самые дружные группы всегда были у нее, и не только в период учебы, но и после окончания колледжа. Курс Дышековой не стал исключением: «Мы все до сих пор дружим. У нас есть группа в мессенджерах, и в офлайне мы периодически друг с другом общаемся, отмечаем вместе важные события. Вот, кстати, скоро все на свадьбу нашего однокурсника Черима Озрокова собираемся. У нас не было зависти, мы искренне болели друг за друга и поддерживали друг друга во всем, радуясь успехам каждого. И то, что у нас сложилась такая атмосфера и столь прочные узы дружбы – заслуга нашей наставницы. И то, что почти вся группа окончила колледж с красным дипломом, тоже стало плодом трудов Ирины Султановны».
Фактически Даурова заставила свою воспитанницу продолжить образование в СКГИИ, после того, как Фатима не успела подать документы в Москве.
И Фатима благодарна за это, ведь в институте, также оконченном ею с отличием, она занималась под руководством легендарной Наталии Гасташевой. Годы учебы в институте запомнились не только колоссальным объемом полученных знаний, но и множеством ярких впечатлений.
Например, в составе сводного хора она ездила в Сочи на открытие Паралимпийских игр на стадионе «Фишт», в Ставрополь, в Москву для выступления на Красной площади по случаю 75-летия Великой Победы.
С большим успехом Фатима выступала на съезде адыгов в Германии, где пела на кабардинском языке, участвовала в международном конкурсе вокалистов «Note sul mare» в Риме. На родине оперы студентка СКГИИ исполнила «Ave Maria» Баха-Гуно, «Арию Лауретты» Пуччини и «Song of Love» Уилфреда Сэндерсона, получив 102 балла и завоевала Гран-при!
Пребывание в Италии, по сути, можно назвать настоящим творческим турне молодой певицы, побывавшей не только в Риме, но и в Венеции, Милане и Ватикане с выступлениями в детских музыкальных школах. Довелось ей спеть в сопровождении органа в католическом храме, и она до сих пор помнит незабываемое звучание голоса, словно летящего под купол.
Кстати, Фатима Дышекова, являющаяся певицей-полиглотом, отдавая должное итальянскому языку, не считает, что на остальных языках поется труднее. Лингвистический фактор вообще не является для нее определяющим, главное – красота произведения и заложенный в нем смысл.
Столь серьезный подход присущ не только Дышековой-певице, но и Дышековой-личности. Пару лет назад она стала преподавателем вокала в хасаньинском филиале Детской музыкальной школы №1. И молодой педагог считает этот вид деятельности полезным не только для детей, но и для себя самой: «Обучая других, ты узнаешь много нового сам, мне нравится преподавать, и я планирую развиваться в этом направлении. Не могу сказать, что у меня есть супердостижения, я пытаюсь достичь большего, а кое-чем горжусь и сейчас».
Кстати, основными героями статусов и постов соцсетей и мессенджеров этой красивой представительницы мира искусств являются не собственные селфи, а фото и видео ее учеников и коллег – редкое явление в наши дни самопиара и паблисити.
Но, возможно, когда-нибудь, она познакомит своих подписчиков с новым музыкальным увлечением своей жизни – недавно девушка начала брать уроки игры…на саксофоне, и настроена весьма серьезно в ее совершенствовании. Еще одной игрой, а именно популярным паб-квизом, она увлекается достаточно давно, в составе хорошо известной среди любителей интеллектуального досуга команды «Бегущие по лезвию», неизменно занимая первые и призовые места. А иногда и пробует себя в качестве ведущей викторин. Так что, помимо таланта и красоты, ее отличает и большая эрудиция, и стремление узнавать новое, постоянно расширяя горизонты.
Что весьма полезно для певцов. Неслучайно Галина Вишневская, которой Ахматова и посвятила свое стихотворение «Слушая пение», цитатой из которого и открылась эта статья, говорила: «Чтобы молодой вокалист стал настоящим артистом, нужно научить его петь на сцене. Войти в образ. Уметь использовать краски, походку, пластику, мимику, внешние средства выражения. Все это необходимо, если хочешь, чтобы публика тебя понимала. Ты должен уметь и танцевать, и двигаться, и мыслить. Опера – это синтетический жанр, прежде всего, и он тем силен и интересен, что он комплексный. Здесь важно все, и все надо уметь».
Фатима Дышекова уже умеет многое, продолжает учиться и будет продолжать, а значит, совершенствовать свое мастерство.