23 июня, 2023 - 11:15

О необходимости профильных психолого-педагогических классов впервые заговорили не так давно – года два назад. А уже год назад в стране появились первые ППК. Хотя вряд ли эту идею можно назвать новаторской, ведь очень часто новое – это хорошо забытое старое. Первые сведения об организации педагогических классов относятся к середине 19 века. Тогда по инициативе видного ученого и практика в сфере педагогики и психологии Константина Ушинского в Смольном институте открылся педагогический класс с двухгодичной подготовкой. Уже через 5 лет почин открытия педагогических классов перешел от общественной инициативы к государственно-общественной. Ведомством учреждений императрицы Марии были созданы женские гимназии, а при них педагогические классы. С 1870 года функционирование педагогических классов основывалось на нормативной правовой базе – было утверждено «Положение о женских гимназиях и прогимназиях ведомства Министерства народного просвещения», которое давало возможность открытия восьмого класса в семиклассной женской гимназии – это была первая ступень непрерывного педагогического профессионального образования.
В России сегодняшней профильные педагогические классы и группы в школах начали массово открываться год назад. На сегодняшний день их более трех тысяч, и в них обучается более 50 тысяч школьников. В нашей республике в 2022 году профильные психолого-педагогические классы созданы в 20 школах, в 11 муниципальных районах и трех городских округах, в них обучаются 473 школьника. В 2023-2024 учебном году планируется открыть еще 16 таких классов.
Марина Мизова, начальник отдела дошкольного и общего среднего образования Минпросвещения КБР:
- Для чего они нужны эти классы? У них несколько задач: выявлять ребят с педагогической одаренностью для устранения дефицита профессионально подготовленных учителей. Особенно это касается сельских местностей. Кроме того, мы хотим развивать социальное партнерство между образовательными организациями. И, конечно, нам нужны мотивированные абитуриенты педагогических вузов, из которых в дальнейшем получатся прекрасные педагоги.
Недавно я принимала участие в первом масштабном мероприятии, посвященном этой теме, – всероссийском совещании «Профильные психолого-педагогические классы как условие развития системы подготовки педагогических кадров в Российской Федерации». На совещании мы обсудили региональный опыт и модели развития сети профильных психолого-педагогических классов на базе педагогических вузов и колледжей, вопросы содержания деятельности педагогов, практику работы с учениками таких классов и их родителями.
Выступившая на нем заместитель министра просвещения РФ Татьяна Васильева говорила о том, что российская система образования не стоит на месте, она развивается, отвечает на вызовы времени, на запросы экономики и социально-экономического развития, постоянно меняется под новые веяния научно-технического развития. В этой связи одна из главных задач системы образования – это педагогические кадры, которые будут готовы динамично отвечать на вызовы времени в своей ежедневной работе. Педагогические кадры – вопрос на перспективу, подготовка смены. Профильные психолого-педагогические классы – это работающая модель построения системы профессиональной ориентации и содействия профессиональному самоопределению обучающихся.
Ольга Михайленко, директор института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования КБГУ:
- Концепция, обеспечивающая научно-методическое, учебно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение профильных классов, разработана под руководством нашего института и при поддержке Российской академии образования, министерства науки и просвещения КБР. Нами организовано сетевое взаимодействие для проведения общих мероприятий в помощь учителям, работающим в профильных психолого-педагогических классах. Под руководством доктора педагогических наук, профессора, руководителя Центра развития педагогического образования РАО Елены Врублевской для директоров, заместителей директоров и учителей, работающих в профильных психолого-педагогических классах общеобразовательных школ КБР, регулярно проводятся семинары, задача которых – оказание педагогической и методической помощи для решения тех проблем, с которыми встречаются учителя в профильных классах. Цель психолого-педагогического сопровождения профильного обучения – формирование психологической готовности к выбору профессии, содействие в профессиональном и личностном самоопределении школьников. Для более эффективного взаимодействия с родителями учащихся классов психолого-педагогической направленности сотрудниками ИППиФСО была даже создана цифровая образовательная платформа.
Школа в с. Прималкинское Прохладненского района – одна из первых, на базе которой был создан психолого-педагогический класс. Его организаторам понадобился всего год, чтобы не просто наладить работу, но и получить очень лестные отзывы о ней на всероссийской стратегической сессии «Допрофессиональное педагогическое образование в системе «Школа-вуз»
и даже выступить там с мастер-классом по организации ППК.
Впрочем, после личного знакомства с главными энтузиастами этого проекта в школе – директором Ириной Шкуратовой и учителем истории и обществознания Галиной Дудкой – понимаешь: ничего удивительного в том, что проект так успешно работает, нет – они смогли искренне им загореться и зажечь других.
- Год назад мы получили из нашего министерства просвещения рекомендации о создании психолого-педагогического класса, - говорит Ирина Васильевна. – И нам понравилась эта идея, она действительно очень хороша, особенно для сельских школ, которые постоянно нуждаются в молодых профессиональных педагогах. У нас немаленькая школа для села – 850 учеников и почти полсотни педагогов. Средний возраст педагогов – 46 лет, и если не заинтересовать молодежь этой профессией, не найти тех, кто хочет и будет работать в ней с радостью, не создать им подходящие условия, то этот средний возраст будет увеличиваться, а нехватка педагогов в сельских школах будет все заметнее.
Мы изучили много материала по этому проекту и провели анкетирование среди девятиклассников. Четверть опрошенных сказали, что хотели бы обучаться на курсах по профориентации, 20 процентов интересовались курсами по развитию коммуникативных навыков и курсами по развитию управленческих навыков. А ведь программа обучения в профильном психолого-педагогическом классе предполагает и профориентацию, и навыки коммуникации, и начальные знания психологии. Поэтому мы решили, что такому классу в нашей школе быть! И неважно, станут его ученики в будущем учителями или нет, но знания, полученные в классах психолого-педагогической направленности, могут пригодиться в любой профессиональной области – в медицине, в социальной работе, в сфере бизнеса, в сфере туризма и сервиса.
Вообще психолого-педагогические классы могут работать по трем моделям. Первая – «Внутришкольная профилизация» – класс создается в образовательной организации. Базовые и профильные общеобразовательные предметы, а также факультативные и элективные курсы реализуются силами педагогов данной образовательной организации, опираясь на ее ресурсную базу. При этом общеобразовательная организация остается открытой для социального партнерства и активно взаимодействует с педагогическими вузами и колледжами, другими социальными организациями в рамках профориентационной работы.
Вторая модель – модель сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций для совместной организации психолого-педагогического класса. Она предполагает кооперацию нескольких общеобразовательных организаций, расположенных в пределах транспортной доступности друг от друга – по кластерному принципу, и позволяет более экономично использовать ресурсы образовательных организаций, укомплектовывать класс учащимися из разных школ, создать условия для реализации индивидуальных учебных планов. Эта модель организации психолого-педагогических классов применима в малых городах и сельской местности.
Третья модель организации психолого-педагогического класса предполагает выделение одной образовательной организации в качестве ресурсного центра. Это может быть одна из наиболее сильных школ микрорайона, обладающая необходимыми ресурсами, педагогический вуз, педагогический колледж, центр профессиональной ориентации. Ресурсный центр берет на себя подготовку обучающихся по профильным предметам и элективным курсам в целях повышения качества образования, индивидуализации процесса обучения с учетом профессиональных интересов и намерений учащихся. Деятельность ресурсного центра может осуществляться на основе договора о дополнительном образовании, может быть реализована как в очном, так и в дистанционном формате.
Мы, проанализировав наши возможности, выбрали первую модель. Первое, что сделали – обратились за помощью в институт педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования КБГУ к его директору Ольге Михайленко. Галина Николаевна прошла там обучение, и с тех пор мы с институтом в партнерских отношениях – вместе принимаем участие в научно-практических конференциях, семинарах, обучающих мероприятиях. Студенты института приглашают наших ребят из ППК на свои мероприятия, в том числе связанные с педагогической деятельностью. То есть у нас очень успешное и полезное сотрудничество. В то же время – летом прошлого года – мы разработали свой учебный план для ППК, правда потом мы его несколько раз меняли, усовершенствовали.
Составляя план, мы учли запросы всех 23 учеников ППК. Класс разделен на группы по профилям – социально-экономический, физико-математический и химико-биологический. Они выбрали себе профиль и могут выбирать элективные курсы «Экономика и право в современном обществе», «История в лицах», «Практическая биология», «Практическая химия», «Основы программирования с модулем робототехники» и «Экспериментариум». А вот учебные курсы «Основы педагогики», «Основы психологии» и «Педагогическая практика», которые ведет Галина Николаевна, обязательны для всех учащихся этого класса. Нам важно познакомить их с теоретико-методологическими основами педагогики и психологии школьников, сформировать внутреннюю мотивацию для дальнейшего обучения в педагогических вузах и колледжах, научить надпрофессиональным навыкам, которые необходимы хорошему учителю.
Курс «Педагогическая практика» ведет учитель начальных классов Светлана Переверзева – педагог с большим опытом работы. Курс предполагает, в первую очередь, проведение профессиональных проб. Это работа с младшими школьниками – на уроках и во внеурочное время. Десятиклассники сами разрабатывают и проводят уроки, классные часы, воспитательные мероприятия. Кроме того, они разрабатывают и защищают проекты социальной направленности, выступают в роли помощников учителя и воспитателя для младшеклассников.
Повторюсь, мы понимаем, что далеко не все 23 выпускника нашего психолого-педагогического класса станут в будущем педагогами. Конечно, нам бы этого хотелось, и особенно хотелось бы, чтобы они вернулись работать в родное село, в родную школу. Возможно, некоторые так и сделают, но даже если такого не случится, мы все равно будем уверены, что дали нашим ребятам действительно нужные, полезные знания и навыки. Причем нужные как в работе, так и в жизни. В конце концов, они все – будущие родители, и знание психологии и педагогики им не помешает, будем рады, если они, даже не став учителями, просто будут приводить к нам своих детей – хорошо воспитанных, растущих в заботе и любви.
Как я уже говорила, мы тесно сотрудничаем с институтом педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования КБГУ. Кроме совместных семинаров, вебинаров, конференций, мы проводим немало совместных мероприятий со студентами КБГУ. В этом учебном году приняли участие в семинарах-тренингах «Школа личного роста» на базе Эльбрусского учебно-научного комплекса КБГУ, в научно-практической конференции «За школу без стрессов!», в работе районной площадки по развитию наставничества в классах психолого-педагогической направленности «Старт в будущее!».
Результаты работы ППК этого учебного года нас порадовали и вдохновили, так что в следующем продолжим с новыми силами. Итоги предварительного анкетирования выпускников 9-х классов 2022-2023 учебного года показали, что 35% опрошенных хотели бы обучаться на курсах по профориентации, 27% интересуются курсами по развитию коммуникативных и управленческих навыков. То есть количество желающих учиться в профильном психолого-педагогическом классе растет.
Галина Дудка, преподаватель истории, обществознания, основ педагогики и психологии:
- В сентябре прошлого года на IV Всероссийском форуме с международным участием «Психология и образование: опыт, перспективы, инновации», который организовал КБГУ, мы познакомились с авторами учебного пособия «Основы педагогики и психологии» Еленой Казаковой и Еленой Врублевской. Пособие готовилось к публикации издательством «Просвещение», Российская академия образования предложила нам его апробировать, и мы с удовольствием согласились.
В этом же учебном году Академия образования пригласила нас в Москву на II Международную ассамблею Российской академии образования для очного участия по вопросам моделей психолого-педагогических классов и по апробации учебного пособия «Педагогика и психология». На ассамблее выступала автор этого пособия Елена Брель, которая рассказала, что оно готовится к внесению в федеральный перечень учебников и к нему дополнительно разработан учебно-методический комплекс «Педагогика и психология» для педагогов и учащихся. Это действительно уникальное пособие – современное, с цифровым сопровождением. Оно состоит из 2 частей и включает 14 модулей.
Академический блок объединяет научный материал и предпрофильную ориентацию учащихся, знакомит с историей и теорией педагогики, показывает практическую область применения этих знаний. Этот материал продолжает логическую цепочку идей и гипотез выдающихся ученых-психологов и педагогов. Здесь есть творческие задачи, так любимые нашими школьниками, иллюстрации, таблицы, схемы, которые помогают анализировать и усваивать научный материал. Предлагаются темы для исследовательских работ – это хорошее подспорье в проектной деятельности, есть рекомендации к прочтению полезных книг и просмотру кинофильмов, которые расширяют кругозор школьников и служат основой к проведению психологического анализа героев. Да-да, иногда в качестве домашнего задания мы предлагаем нашим десятиклассникам… посмотреть мультфильм. Или кинофильм. Чтобы потом вместе на уроке разобрать характеры героев, их действия.
Но самым уникальным в этом пособии является QR-код на авторские лекции и тесты для самопроверки. Каждый модуль начинается с аудиолекции на определенную тему. Они небольшие, только самая суть. Если что-то непонятно в ней, можно поднять руку, сказать «стоп», и я объясню.
Своеобразным навигатором в учебнике является «лестница целей», которая ведет ученика по различным блокам: исторические факты, словарь, наука в лицах, самодиагностика, советы себе и другим.
Это действительно очень хорошее учебное пособие, уникальное, если бы не одна проблема… Это пособие у нас одно на весь класс! Стоит оно недешево – почти две тысячи рублей за две части, и я не могу просить родителей учеников ППК их купить. Поэтому на уроках мы работаем по моему единственному экземпляру. Если нужно дать детям задание, я снимаю страницы на камеру своего мобильного телефона и отправляю в чат класса. Это, сами понимаете, не очень удобно, мягко говоря. Мечтаем о том, чтобы наше министерство просвещения помогло нам с приобретением этих учебных пособий.
А что о своей учебе в психолого-педагогическом классе думают сами школьники, о какой профессии для себя задумываются и считают ли, что полученные в профильном классе знания помогут им в дальнейшем?
Юля Никитина:
- Собираюсь учиться на маркетолога, педагогику я вообще не рассматривала. Однако ни разу не пожалела, что пошла в этот класс, ведь я здесь узнала очень много интересного и полезного именно для моей будущей профессии. Мы здесь, можно сказать, «анализируем человека» – его действия, эмоции, реакции. Лекции, тренинги – все важно, но особенно практика. Я в 5 «А» вела уроки и теперь точно знаю, как трудно завладеть вниманием группы людей. Этому надо учиться не один год, и этому нас учат здесь. Мне как будущему маркетологу это умение очень пригодится. Найти индивидуальный подход к каждому человеку, сформировать крепкий коллектив единомышленников – этому мы тоже учимся, а ведь это очень нужные навыки, они пригодятся любому человеку, где бы он ни работал.
Дарья Кононова:
- У меня мама – педагог, и она иногда говорила со мной о том, не хочу ли я пойти по ее стопам и тоже преподавать. Я сопротивлялась, как могла, потому что всегда хотела стать журналистом. Я и в этот класс пошла, потому что здесь обещали научить психологии и коммуникативным навыкам, а это очень нужно журналисту. В общем, о профессии журналиста я мечтала ровно до первой педагогической практики. До знакомства с моим любимым 1 «Б»! Оказывается, работать с детьми так радостно! Там такая отдача! Для малышей учитель – «главный после мамы», они так искренне влюбляются в него! Уже после первого урока я поняла, что такое детская любовь: заходишь во двор школы, они бегут навстречу – радуются, обнимают – счастливые, как будто родного человека встретили. На линейке школьной родители подходят, говорят: «Это вы у моего ребенка урок вели, замещая учителя? Вы ему так понравились, он несколько дней только про вас говорил!» Это так приятно. Я потом и в шестом классе уроки вела, но с малышами все же интереснее. Вуз я пока еще не выбрала, но уже уверена, что моя профессия будет связана с педагогикой.
Вадим Дашков:
- Еще в девятом классе я думал, что буду программистом – мне интересна эта профессия и я понимаю, что она сейчас востребована. Теперь решил, что, скорее всего, буду поступать в военное училище. Выбор поменял из-за юнармейского движения, которое в нашей школе очень активно работает. И я очень доволен, что учусь в психолого-педагогическом классе, полученные здесь теоретические и практические знания мне пригодятся в будущем – мне же придется работать с личным составом, налаживать коммуникацию с сослуживцами.
Настя Тамбовцева:
- Мне всегда нравились история и общество-знание. Галина Николаевна, кстати, в этом сыграла большую роль, хочется на нее равняться. Эти предметы хочется и дальше изучать, после школы. И я, если честно, в сомнениях… Мне интересна политология, я бы хотела поступить на эту специальность после школы. Но не исключаю того, что буду работать педагогом – в школе или в вузе преподавать обществознание, как Галина Николаевна.
Все предметы, которые мы учим по психолого-педагогическому профилю, очень интересные, да и Галина Николаевна так их преподносит, что любой заинтересуется. А еще очень интересной и необычной была для нас педагогическая практика. А для меня, увы… провальной. Я совершила большую ошибку, взяв на себя роль не учителя, а старшего друга, ну такого, знаете, «своего человека». И получила в ответ отношение, почти граничащее с панибратством. Если дети видят в тебе не учителя, а приятеля, то очень сложно заставить их сосредоточиться на теме урока, успокоить. Я быстро поняла свою ошибку, мы потом говорили об этом с педагогом, разбирали ситуацию. Самое сложное было эту ошибку исправить, доказать «моим» ученикам, что я именно учитель и относиться ко мне надо, как к настоящему учителю. Но я справилась и больше таких ошибок не повторю!
Хотя, знаете, если даже я не стану педагогом, то, чему меня учили здесь – умение логически мыслить, правильно формулировать высказанные вслух мысли, красиво говорить – мне пригодится и для изучения политологии.
Зара Лоладзе:
- Психолого-педагогический профиль у нас общий для всего класса, но класс поделен еще и на группы, в которых тоже свой профиль. У меня сначала был химико-биологический, так как я хотела поступать в медицинский вуз. Но после 5 октября передумала и поменяла второй профиль – на социально-гуманитарный. Просто 5 октября, в День учителя – в нашей школе что-то вроде «дня самоуправления» – мы на один день становимся учителями во всех классах – в двух сменах. После того, как я провела свои первые уроки в младших классах, я задумалась о том, что, пожалуй, профессия учителя это для меня. Как же мне это понравилось! И потом с каждым днем учебы я думала: «Да, это именно мое!» Мне теперь все время хочется работать с детьми – они такие замечательные – искренние, открытые, любознательные. В общем, буду поступать в педагогический вуз!
Яна Дашиева:
- В этом названии «психолого-педагогический класс» для меня ключевая часть «психолого». Я не планирую поступать в педагогический, но то, чему нас здесь учат – я о психологии именно говорю – полезно абсолютно всем! Ведь если ты живешь в социуме, ты должен уметь взаимодействовать с окружающими как для их комфорта, так и для твоего.