22 декабря, 2021 - 11:56
Жизнь умнее и мудрее нас, и чаще всего, действительно, все, что ни происходит, случается к лучшему…
К этому выводу вместе с главной героиней пьесы Жагафара Токумаева «Бай келин»/ «Богатая невеста» приходят и все зрители одноименного спектакля, премьера которого состоялась 19 декабря в Балкарском государственном драматическом театре им. К. Кулиева.
Народного писателя КБР Жагафара Токумаева еще при жизни считали автором, внесшим значительный вклад в балкарскую драматургию. Являясь продолжателем классических мольеровских традиций комедии, Токумаев создавал произведения, основанные на знакомых зрителю обстоятельствах и ситуациях, заостряя внимание на тех явлениях, которые критически изобличал и подвергал сатирическому осмеянию.
Ну, а режиссер-постановщик Аубекир Мизиев называет свой спектакль драматической комедией, героиня которого Заржан (Фатима Мамаева) пытается устроить жизнь своих детей, не особо задумываясь над выбором методов.
А обустройство понимается ею исключительно как материальное благополучие, которое для нее является приоритетным – неслучайно так часто по ходу развития пьесы из ее уст слышится эпитет «бедный». А чувства не в счет.
Не в счет, что сын Хасан (Арафат Гогуев/Мухамат Жашуев) нежно и глубоко любит девушку-сироту (Светлана Байтуганова). Ведь сама Заржан собирается женить его на дочери (неузнаваемая после своей предыдущей героини в драме «Лавина» Саида Жангуразова) богатой соседки (Танзиля Хамурзова). Не в счет, о чем мечтает единственная дочь-школьница (Марьям Темиржанова), которую она сама хочет выдать замуж за похотливого богатого старика (Султан Мирзоев). Не в счет, по какой причине пьет ее муж Локкай (Урусбий Шаваев), называющий ее «мадам Брошкина». Главное – деньги.
Парадоксально, но при всей отрицательности прагматизма Заржан и совершаемых ею поступков она не вызывает полного и абсолютного негатива. Безусловно, здесь играет роль и блестящее актерское мастерство Мамаевой, и режиссерская нюансировка. Но все же, принятие героини зрителем состоит в понимании того, что ею движет. Ее мотивы тонко переданы драматургом: Заржан хочет благополучия не только и не столько в стремлении быть не хуже других, о чем она, в принципе, сама и говорит. Корнем всего является трудное детство поколения, к которому она принадлежит – да и впоследствии на долю этого поколения выпало немало. И хочется верить, что вся эта история с браками по расчету пойдет Заржан на пользу, что она извлекла из нее урок.
В спектакле, поставленном на средства выигранного республиканского гранта, задействованы как опытные актеры БГДТ, так и молодые выпускники Щукинского училища этого года: Фатима Шидакова, Тахир Жолабов, Таубий Мизиев, Жамал Мисиров, Шахым Байдаев, Марат Джаппуев.
Автором музыкального оформления выступила Фатима Мамаева, использовав в этой работе большую часть собственных произведений.
Новый главный художник театра, Аслан Уянаев, вернувшийся недавно домой из Санкт-Петербурга, на премьере «Бай келин» дебютировал как художник-постановщик, сумев создать узнаваемое и убедительное пространство балкарского сельского жилища. Вообще визуальная составляющая спектакля является весьма привлекательной его стороной, благодаря огромному видеоэкрану – единственному стационарному экрану, действующему в республиканских театрах. И, кстати, с ним был связан один приятный сюрприз: в сцене, когда полицейский связывается по скайпу со своим начальником и по совместительству отцом, на экране предстал сидевший в этот момент в зале всеми любимый актер, директор театра Мажит Жангуразов, об участии которого в рекламных анонсах и театральных программках заявлено не было.