16 мая, 2024 - 10:41

В Нальчике во Дворце творчества детей и молодежи состоялось торжественное открытие юбилейного года дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике, которому исполнилось 90 лет.
В совещании приняли участие руководители органов управления образованием местных администраций муниципальных районов и городских округов, руководители организаций дополнительного образования детей, общеобразовательных организаций, методисты, педагоги дополнительного образования, представители общественных организаций, министерств, учреждений культуры.
До совещания состоялось подписание соглашения между министерством просвещения и науки КБР и публичным акционерным обществом «Сбербанк России». Цель его – обеспечение эффективного взаимодействия сторон по вопросам сотрудничества в сфере образования, проведение мероприятий просветительской и культурно-досуговой деятельности, популяризация профессиональных конкурсов педагогического мастерства.
- Система дополнительного образования интенсивно меняется в нашей республике постоянно, - сказал, открывая торжественное мероприятие, посвященное 90-летию дополнительного образования в КБР, министр просвещения и науки республики Анзор Езаов. – Сегодня это – флагман в системе образования Кабардино-Балкарии. Мы можем видеть, как серьезно обновилась материально-техническая база в учреждениях дополнительного образования, как вводятся новые ставки педагогов, разрабатываются новые программы. Мы понимаем, что будущее наших детей зависит не только от знаний, которые они получают в рамках общеобразовательной программы, не только от тех баллов ЕГЭ, которые они получат на государственной аттестации, но и от навыков и компетенций, которые им дают в учреждениях дополнительного образования, от их увлечений и талантов, творческих способностей, которые вы – педагоги – развиваете в них. Я благодарю каждого из вас за вашу работу, за то, что мы можем гордиться нашими выпускниками, где бы они не продолжали учиться или работать. Спасибо вам, ветераны педагогического труда, спасибо каждому педагогу, отдающему своим воспитанникам свои знания, умения и душевное тепло.
О своей работе в системе дополнительного образования рассказала председатель комитета по образованию, науки и по делам молодежи Парламента КБР Нина Емузова.
- Где бы я ни училась или ни работала, я всегда находилась или в системе дополнительного образования или очень близко к ней, - призналась она. – Вспоминаю, как мы ждали открытия нынешнего Дворца творчества детей и юношества, тогда, в 1985 году – Дома пионеров. Помню, как готовили его к открытию, проводя субботники, как работали здесь с детьми.
Сейчас я понимаю, что не будь я в системе дополнительного образования, я бы не стала тем, кто я есть сейчас, и, думаю, не я одна могу так сказать. Сегодня, отмечая 90-летие этой системы, мы с удовольствием можем сказать, что это будет не один праздничный день, это будет целый год, в течение которого пройдут много интересных событий – и не только в этом зале, а во всех 23 учреждениях допобразования нашей республики. Так что нас ждут интересные события.
После торжественной части совещания, во Дворце прошло пленарное заседание, где обсуждались приоритетные направления в развитии художественной направленности в дополнительном образовании и обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности, а также определялись векторы развития дополнительного образования в Кабардино-Балкарской Республике.
Докладчики, выступающие на пленарном заседании, говорили о том, что в концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года четко определены приоритетные цели, задачи, направления и механизмы развития.
В системе образования Кабардино-Балкарской Республики функционируют 24 учреждения дополнительного образования детей, в том числе 21 муниципальное и 3 государственных. Инфраструктура дополнительного образования постоянно совершенствуется. В период с 2016 года созданы: детский технопарк «Кванториум» в структуре детской академии творчества «Солнечный город»; региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Антарес»; мобильный технопарк «Кванториум»; региональный модельный центр дополнительного образования.
Открытие новых структурных подразделений значительно повлияло на увеличение охвата детей дополнительными общеобразовательными программами.
Запись на обучение по программам дополнительного образования осуществляется через автоматизированную информационную систему «Навигатор» дополнительного образования детей, которая позволяет осуществлять поиск программ по всем муниципальным образованиям по направленностям. По состоянию на 1 мая 2024 г. в республике по программам дополнительного образования обучаются более 96 000 детей (образование, культура, спорт), что составляет 57,6 % от общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет. Лидирующие позиции по охвату детей дополнительным образованием на сегодняшний день занимают Баксанский, Майский, Зольский и Лескенский районы.
Самыми востребованными направлениями на сегодняшний день являются физкультурно-спортивная, художественная и техническая.
Было отмечено, что в ряде районов организации дополнительного образования располагают помещениями, которые пригодны только для размещения административно-управленческого персонала, а образовательный процесс организован на базе школ. Имеющаяся сеть организаций дополнительного образования не учитывает особенностей территориального разброса сельских поселений.
Благодаря участию в реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» сделан значительный вклад в развитие системы дополнительного образования. В республике с 2019 года создано более 32 000 новых мест дополнительного образования в 125 образовательных организациях, благодаря чему расширился спектр реализуемых дополнительных общеобразовательных программ с использованием современного лабораторного оборудования и средств обучения, увеличился охват детей дополнительным образованием, появилась возможность обеспечения доступности качественного дополнительного образования для детей независимо от образовательных потребностей, социального положения и места проживания.
В 2024 году планируется создание еще почти 14 000 ученико-мест в 107 образовательных организациях на сумму свыше 82 млн руб.
В этот день также работа шла в нескольких секциях – мультипликации и цифрового искусства, школьных театров, хореографии, декоративно-прикладного искусства и других.