20 мая, 2024 - 10:24

Подведены итоги регионального этапа всероссийского конкурса «Мастер года» среди мастеров производственного обучения и педагогов профессиональных образовательных организаций Кабардино-Балкарской Республики. Победителем стала Ольга Труфанова, преподаватель Кабардино-Балкарского автомобильно-дорожного колледжа. Призерами – Ратмир Гонгапшев – мастер производственного обучения Кабардино-Балкарского колледжа «Строитель», занявший второе место, и Сакинат Отарова – мастер производственного обучения Эльбрусского регионального колледжа, занявшая третье место.
Ольга Труфанова представит нашу республику в финале конкурса, который пройдет в Тюменской области с 26 сентября по 3 октября. В нем будут участвовать педагоги из всех 89 субъектов России.
Всего в первом (отборочном) этапе конкурса приняли участие 27 педагогов колледжей Кабардино-Балкарии, во втором (региональном) этапе – 9.
Региональный этап состоял из двух конкурсных мероприятий: видеоролика «Я – Мастер» и мастер-класса, который проходил в виде учебного занятия с группой студентов одного из колледжей республики.
Напомним, всероссийский конкурс среди педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года» проводится для поощрения педагогических работников, повышения престижа педагогических профессий, популяризации передовых идей в области образования и подготовки кадров, а также для изучения и внедрения лучших педагогических практик. В нем принимают участие мастера производственного обучения, преподаватели учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, практик профессионального цикла, преподаватели учебного предмета общеобразовательного цикла.
Все конкурсные задания направлены на демонстрацию конкурсантом методической компетентности и собственного опыта в вопросах подготовки обучающихся, основанной на передовых технологиях и методиках практической подготовки.
У нее 27 лет педагогического стажа, свои методики преподавания, она – эксперт регионального чемпионата «Молодые профессионалы» в компетенции «Экспедирование грузов» и наставник призера в этом чемпионате. На конкурсе «Мастер года» она единственная выступала без «группы поддержки» – просто не сказала коллегам, когда и где будет проходить финал, не хотела их отвлекать от дел. Они, кажется, на нее немного даже обиделись: «Мы вообще-то были уверены, что она победит, но могла бы и сказать…»
- Нальчик очень люблю, и Кабардино-Балкарию, и всю Россию люблю, мне это все родное и близкое, как семья, – о Родине – и о малой, и о большой – Ольга Владимировна говорит с восхищением. – Хотя нальчанка я только в первом поколении – я родилась здесь, а мои родители сюда приехали в пятидесятых. Мама – по распределению на НЗПП после института, папа – из Казахстана – он туда как репрессированный попал, подружился там с балкарцами и с ними вернулся в эту республику, которая потом для нас стала родной. Здесь я школу закончила, университет, замуж вышла, здесь родились мои трое сыновей и уже на подходе второй внук. У нас многонациональная семья – русские, кабардинцы, балкарцы, армяне. Я в уразу лакумы жарю – раздаю, на Пасху куличи пеку – раздаю, ко всем этносам, ко всем религиям в нашей семье относятся с уважением.
- После окончания школы были сомнения при выборе профессии или сразу определились?
- Были сомнения. Было много желаний и возможностей. В то время, когда я училась в школе, была другая система поступления в вузы, к примеру, в некоторых столичных вузах старшеклассники всей страны могли обучаться на заочных подготовительных курсах, постоянно выполняя задания, которые присылал по почте вуз. Я в выпускном классе на таких подкурсах успешно проучилась в Московском институте стали и сплавов, получила от этого вуза приглашение и имела бы льготы при поступлении. Это было заманчиво – институт известный, один из лучших в Советском Союзе тогда был по своему профилю. Но еще мне хотелось стать стюардессой – у них ведь такая форма красивая, и иностранные языки знают, и разные страны видят! Я даже начала английский самостоятельно учить – по CD-дискам. Но тут, почти к моему выпускному, в КБГУ открыли новый факультет – «Педагогика и методика начального обучения». А я всегда любила детей! Поэтому сразу же подала документы туда. На вступительных экзаменах получила две «5» и одну «4» и… не прошла! В первый год на ПМНО настоящий ажиотаж был – 13 человек на место! В последний момент успела поступить на специальность «Микроэлектроника», так что университет я закончила инженером-физиком.
- Педагогика, металлургия, электроника и немножко авиации – такие разные интересы?
- Да, именно так и было – в школе мне нравились многие предметы, я интересовалась и техническими, и гуманитарными, и естественными – и оценки по всем были хорошие, ровные. Я вообще была очень любознательным и увлекающимся подростком – и внеклассная работа мне была интересна – мы играли в КВН, и спорт – я кандидат в мастера спорта по легкой атлетике. К тому же мне всегда нужно быть чем-то занятой и просто необходимо быть полезной кому-то, а желательно многим. Я троих сыновей родила и ни разу в декрете не была – училась, работала – даже с малышами. Мама помогала, конечно, но и я не отдыхала – всегда была чем-то занята. Семья, дети, работа, ученики, внеклассная работа, кошки, собаки…
- Я у вас в кабинете небольшую выставку фотографий увидела, призывающих помогать бездомным животным, так вы еще и волонтер?
- Да, стараюсь по возможности помогать бездомным животным, кормлю, лечу, пристраиваю. У нас это семейное – любовь к животным у меня от родителей, я детям своим ее передала, стараюсь и ученикам рассказывать о том, как важно быть милосердным к братьям меньшим, мы с детьми даже ролик об этом сняли.
У меня дома три собаки живут и шесть кошек. Кошки все – подкидыши. Как-то у нас под дверью кто-то целый выводок совсем крохотных котят оставил на куске газеты. Выкормили, раздали всех, кроме двоих. На них позже тоже желающие взять домой нашлись, но муж уже не отдал: «Как это я Кузю и Тараса кому-то отдам? Они же уже члены семьи!»
- Двадцать семь лет педагогического стажа – это, получается, вы сразу после университета пришли работать в колледж? С дипломом инженера-физика – педагогом?
- Я пришла устраиваться на работу в детский центр научно-технического творчества – вести дополнительные занятия по физике или электротехнике, а он был в одном здании с тогда еще лицеем автомобильно-дорожным. И к счастью, встретила здесь не директора Центра, а директора лицея – замечательного Барасби Абазова. Он и предложил мне преподавать в лицее и работать здесь же методистом. За эти годы какие только предметы я не преподавала – и математику, и физику, и информатику, и электротехнику. А сейчас еще и предметы профессиональной направленности преподаю. Конечно, это много времени занимает, у меня иногда по четыре пары в день, но не могу сказать, что очень уж сложно, я умею быстро переключаться, и, как уже говорила, мне многое интересно. Это касается не только разных наук, но и внеклассной работы. В нашем колледже эта работа очень активно ведется – мы много разных воспитательных мероприятий проводим: познавательных, благотворительных, спортивных, патриотических.
- Вы считаете, воспитание – прерогатива педагогов? Или все же семьи?
- Этим семья и образовательное учреждение должны заниматься совместно, но изначально это, конечно, прерогатива семьи. К сожалению, не во всех семьях родители могут уделять должное внимание своим детям, и вовсе не потому, что они плохие, или не заботятся о своих детях. В сельских многодетных семьях родителям нередко приходится очень много работать – и где-то на производстве или на службе, и потом дома – в селах домашнее хозяйство требует больших хлопот. Просто сесть и по душам поговорить со своим ребенком элементарно нет времени. А ведь с детьми надо разговаривать, учить их размышлять, прививать им любовь к книгам, обсуждать происходящее вокруг и еще многое, многое другое.
- …а нередко и мотивировать к учебе, разве не так?
- Вы правы, сейчас очень много молодых людей стараются поскорее начать работать, минуя этот обязательный период – обучение профессии, они стремятся уже сразу после школы устроиться на работу. Кто-то – из-за того, что хочет почувствовать себя взрослым, кто-то – чтобы помочь своей большой семье, кто-то – чтобы обеспечить себя тем, что ему кажется необходимым. Так или иначе, можно сказать, что их больше интересует практика, чем теория. Моя задача – заинтересовать их учебой. Конечно, как у педагога с большим стажем у меня есть свои методы для этого. Во-первых, это «занимательная физика» – я стараюсь донести до них, что физика – это вся окружающая нас действительность, которую мы ежедневно наблюдаем. Мы «живем в физике», если хотите! Дождь, град, вращение Земли, смена времен года – всего не перечислить! Я говорю: «Давайте разберемся, как это действует, из-за чего, что происходит?» И тут им реально становится интересно – это ведь не какие-то абстрактные примеры и голые формулы, это наша повседневность! Или когда я говорю о великих физиках, то рассказываю не только про их научные достижения, я хочу, чтобы мои ученики видели в них не просто гениев, но и обычных людей, как мы с вами. Я говорю о том, каким классным футболистом был Нильс Бор до того, как получил Нобелевскую премию, о том, что Энштейн был многодетным отцом – пятеро детей! Мне важно, чтобы в аудитории всем было интересно, безучастных не оставалось.
Есть у меня и собственная методика работы над ошибками в классе, она основана на доверии, мы ее так и называем «работа на доверии». Пишем мы, к примеру, самостоятельную работу из 10 разных заданий. Время вышло, все закончили, я прохожу по рядам, каждого спрашивая, сколько у него помарок и исправлений. А потом мы начинаем каждое задание разбирать вместе, причем подробно, с объяснениями – и каждый, у кого в задаче ошибка, говорит о ней, а не исправляет втихую. Такая общая работа над ошибками, в которой принимает участие вся аудитория, очень продуктивна.
- «Двойки» бывают после таких разборов?
- Я вообще «двойки» ставить не люблю и стараюсь этого не делать. По крайней мере с первого раза точно. Ставлю только когда систематически человек не работает. Я «двойку» ставлю с обидой и горечью, ведь это, считай, и моя оценка.
- Расскажите о конкурсе «Мастер года». Кто вдохновил на участие в нем? Что показалось самым трудным в заданиях?
- «Вдохновил» это, наверное, не совсем то слово… Я ведь «родом из СССР», ну, из того времени, когда «Партия сказала: «Надо!» – Комсомол ответил: «Есть!» В колледже предложили принять участие в конкурсе, я согласилась. На подготовку недели две давалось, но у меня совершенно не было времени готовиться – у меня пары, кураторство, я руководитель нескольких дипломных проектов моих выпускников. И вообще все складывалось против моего участия в этом конкурсе – прямо перед его началом у меня компьютер сломался, серьезная такая поломка. Я директору говорю: «Мартин Ахъедович (директор КБАДК Мартин Абрегов – Г.У.), компьютер у меня «полетел», а там вся необходимая информация! Как же я теперь буду в конкурсе участвовать?» А он: «Подумаешь, компьютер сломался, да твоя голова лучше компьютера, там у тебя вся нужная информация!»
Я «визитку» – видеоролик «Я – мастер» – сделала за день до начала конкурса. С учениками сняли, с сыном смонтировали – готово! Что было трудно? Да, пожалуй, ничего особо трудного не было. Хотя опасения и даже некоторые страхи были перед мастер-классом. Мне предстояло дать «урок» по организации международных перевозок… будущим юристам! Да, группа, в которой я его давала, не имела никакого отношения к моей теме – совершенно никаким боком, что называется. А кроме того, до этого свой «урок» давала коллега из торгово-технологического колледжа – какие там красивые и, наверное, вкусные канапе и бутерброды делались и украшались, куда уж мне с моими «перевозками»! Я поняла, что мне срочно надо найти то, чем заинтересовать аудиторию. И нашла! Перед началом «урока» я сказала: «Ребята, наверняка же хоть раз в жизни вы сами или ваши близкие что-то заказывали на «Алиэкспресс»? Хотите узнать, как до вас из других стран доходят ваши заказы?» Оказалось, что это всем интересно! Все отлично работали на «уроке», задавали вопросы, предлагали толковые идеи и после попросили: «А можно мы свои листочки с заданиями с собой заберем?» Им было реально интересно, а мне было приятно видеть их интерес.
- Хотелось бы, чтобы вы сравнили учащихся сегодняшних и тех, ваших первых, четверть века назад. Сильно отличаются?
- Раньше они были более любознательные, что ли… По крайней мере, прилагали силы, чтобы знания получить – в библиотеки ходили, искали нужные книги, нужные статьи, читали, переписывали, а сейчас, чтобы любую информацию найти, им достаточно сказать: «Окей, гугл». Но нынешние дети более самостоятельные. Как я уже говорила, они рано начинают работать, иногда совмещая учебу с работой. Еще они более независимые, у них больше свободы в мыслях, больше смелости в жизни и в мечтах. Но, знаете, что важно: нельзя сказать, что «те были лучше этих» или наоборот. Они разные, но все хорошие, и те, которые были четверть века назад, и те, которые есть сейчас.