23 мая, 2024 - 10:15
«Немного необычно, конечно, но тут главное не запутаться, - это мы с коллегами обсуждали победителя республиканского этапа конкурса «Учитель года-2024». – Победил Шамиль Успанов – чеченец из Ингушетии, живущий в Нальчике, но работающий в Нижнем Куркужине». Ну да, совсем немного необычно, конечно, особенно если учесть, что педагогический стаж у победителя всего три года, и он еще студент – заканчивает магистратуру в КБГУ. И до этого конкурса он не участвовал ни в одном. А еще он очень такой, знаете, «не напоказ» – малоэмоционален, малоразговорчив, не артистичен, а мы же с вами прекрасно понимаем, что «Учитель года» хоть и профессиональный конкурс, но некая часть шоу в нем присутствует, есть такое негласное понимание, что конкурс этот должен быть зрелищным на всех этапах. И это совсем неплохо, кстати, потому что педагог – профессия творческая и креативная.
Сам Шамиль, кстати, по поводу этих этнически-географических вопросов не заморачивается. Говорит: «Напишите про меня просто «учитель из Баксанского района», ведь когда я в конкурсе победил, за меня не только моя родная школа радовалась, а весь наш район!»
Его «родная школа» – это школа №3 в Нижнем Куркужине, где он преподает историю и обществознание, а «наш» район – это Баксанский. Там он, конечно, Шамиль Саламбекович, но мы с ним как-то быстро решили, что «можно без отчества и на «ты».
- Те, кто видели твои выступления на конкурсе, считают, что педагогика – твое призвание, ты с ними согласен?
- Мне сейчас очень нравится то, что я делаю – работа, история, школа, дети, конкурс этот понравился, но так не всегда было. Если хотите честно…
- Я хочу только честно!
- Еще лет пять назад я даже мысли такой не допускал, что буду работать школьным учителем. К девятому классу я так и не определился с выбором профессии и, хоть учился в школе неплохо, после девятого класса забрал документы и ушел. Не видел смысла идти в десятый класс или поступать в колледж – я совершенно не знал, чем я хочу заниматься. Так и остался в родном селе – я из села Южное Малгобекского района Ингушетии. Там и провел следующие три года своей жизни – родителям помогал, перебивался случайными заработками. Когда было свободное время – читал книги, мне особенно нравилось про политику и историю. А больше всего были интересны биографии президентов разных, особенно тех, кто делал свою карьеру «с нуля», честно поднимаясь наверх ступенька за ступенькой, и которые сделали много хорошего для своей страны. Таких немало, кстати. Есть даже самый близкий пример – Ахсарбек Галазов, президент Северной Осетии-Алании в 90-х годах. Он ведь начинал школьным учителем в селе, потом завучем стал, потом министром образования Осетии, ректором университета и так до президентства дошел.
- Ну, можно сказать, начало положено, ты – учитель в сельской школе. Планируешь и дальше, как Галазов?
- Если немного перефразировать: планы любят тишину! Поэтому я не хочу публично о своих рассказывать, но разве что-то есть плохое в том, что человек, например, хочет сделать что-то доброе для своей страны, для народа, или хочет оставить о себе добрую память?
- Конечно, нет, я только «за»! Но путь к этому не близкий, правда же?
- Я шел долго даже к пониманию того, что без образования, без целеустремленности вообще мало что можно достичь в жизни. В какой-то момент я понял, что хочу учиться в университете в Нальчике – среди моих родных и знакомых были те, кто жил и учился здесь, и все очень хорошо отзывались и о республике, и о ее столице, и о КБГУ. Но куда мне было в университет с моим неполным средним! Поэтому я подал документы в колледж «Строитель» и второго октября 2014 года впервые в своей жизни приехал в Нальчик.
- Ты так запомнил этот день?
- Да я вообще помню очень много дат, я ведь историк, не забывайте, а для историков даты, хронология вообще очень много значат, в истории это важно.
Колледж я закончил с отличием, мне даже нравились экономика и бухучет, которые нам там преподавали. Но все-таки я мечтал об историческом факультете университета. И даже пошел сдавать ЕГЭ в досрочный период. Не спрашивайте, зачем я это сделал, имея диплом колледжа с отличием, и зачем вообще решил поступать по ЕГЭ, набрав совсем небольшую сумму баллов, как потом оказалось, недостаточную для поступления. Сам себе не могу ответить на эти вопросы. Чуть-чуть всего не хватило для поступления, но все же не хватило… Я уехал домой, решив, что весь год буду заниматься и на следующий обязательно поступлю. Сам, конечно, какие репетиторы? Я не рассматривал никаких финансовых вложений в образование – ни репетиторов, ни платного обучения – я и до сих пор так считаю: за исполнение своих желаний совсем не обязательно платить. Правда, года интенсивной подготовки к поступлению у меня не случилось – сначала долго раскачивался, потом заболел, но за три месяца перед поступлением я все-таки смог подготовиться, снова сдал ЕГЭ, уже с лучшим результатом, и поступил – 3 августа 2018 года вышел приказ ректора о зачислении, где была моя фамилия.
- А когда ты понял, что хочешь работать в школе?
- Не скоро. Пока работать в школу не пришел. Мы после первого курса практику проходили в Куркужине – на раскопках могильника. Жили мы в школе – той самой, где я работаю сейчас. Детей там не было – шли летние каникулы, но директор – Беслан Нартоков – был. Он и предложил мне работу – учителем истории в его школе. Я до этого его предложения вообще не задумывался о работе учителем, что вы, какая школа! Но вы Беслана Мусаевича не знаете! Он так интересно может рассказывать, вот умеет человек увлечь! Практика закончилась, я вернулся в Нальчик – к учебе, к лекциям, и вдруг как-то поймал себя на мысли, что я постоянно возвращаюсь к этому предложению – поработать школьным учителем. Правда, не один год прошел до того времени, как я решился и приехал писать заявление. Но с тех пор ни разу не пожалел.
- Но это ведь каждый день на работу в другой район ездить! В Нальчике, наверное, тоже можно было работу найти.
- И я даже попытался это сделать, чтобы, как вы говорите, «каждый день в другой район на работу не ездить». Пришел устраиваться на работу в одну из городских школ и… ну в общем, я быстро понял, что моя школа – самая лучшая. У меня лучшие коллеги – искренние, добрые, всегда умеющие поддержать, помочь, наставить. И ученики у меня лучшие – я хоть и люблю город, но сам ведь из маленького села, мне сельские ближе – они скромные, вежливые, работящие. Нет уж, лучше каждый день в район ездить, но в свою школу, где тебя ценят, любят, болеют за тебя. Знаете, как меня к этому конкурсу готовили? Всей школой! Без помощи коллег я бы его не выиграл. Я, если честно, не очень-то и хотел в нем участвовать, но директор попросил, а я не смог ему отказать. А еще я подумал, что надо совершенствоваться, учиться, развиваться в профессии, а этот конкурс дает такую возможность. Потом все стали мне помогать готовиться, все за меня болели. Я даже не думал, что выиграю муниципальный этап, мне пришлось состязаться с более опытными педагогами, а про республиканский этап и говорить нечего – там еще серьезнее соперники были. Но тут я уже прям настроен был на победу, мне очень хотелось стать primus inter pares – первым среди равных.
- Расскажи о своем «воспитательном событии», которое очень впечатлило и детей, и членов жюри – что там происходило у тебя?
- Да это был наш с детьми общий разговор, размышления на очень важную для каждого тему – о человечности. Я рассказал им об одном случае, несколько лет назад произошедшем на Эвересте. Молодой израильский альпинист шел к своей мечте – он очень хотел подняться на гору и стать самым юным в своей стране покорителем Эвереста. Но, не дойдя до вершины метров 300-400, он увидел своего замерзающего коллегу – альпиниста из Турции. В горах, особенно в «зоне смерти», другие правила, не такие, как внизу, тут каждый за себя, и мимо умирающего турецкого альпиниста в тот день уже прошли несколько групп людей, и только этот израильтянин решил помочь ему. Отказавшись от своей мечты, он взвалил на себя умирающего и понес вниз. Мы обсуждали эту историю, и без преувеличения каждый из детей хотел высказаться. Мы спорили, приводили разные аргументы, но в итоге сошлись в одном: в любых обстоятельствах надо оставаться человеком.
- Задам вопрос, который традиционно задают жюри конкурсантам «Учителя года», дошедшим до финала: если бы ты был министром просвещения, что бы ты изменил в образовании страны?
- Во-первых, я бы уделял больше внимания профориентации школьников, причем начинал бы с первого класса. Я по себе знаю, что это очень нужная работа, вот велась бы она у нас в школе, когда я учился, я бы не потерял зря четыре года в раздумьях кем мне быть и на кого учиться.
А еще я бы пересмотрел систему оценивания в школах. Учителя в подавляющем большинстве ставят детям оценки «за выученный параграф», а мне кажется, надо оценивать умение размышлять, импровизировать, мыслить логически, структурировать знания. Надо уметь думать и делать выводы, это гораздо важнее выученного параграфа по теме.
Члены жюри – о победителе
Сергей Карныш, председатель КБ профсоюза работников образования:
- В этом году среди конкурсантов было всего двое мужчин, но они действительно были лучшими! Когда мы подводили итоги и выбирали тройку лидеров, у всех без исключения членов жюри в эту тройку входили оба мужчины-конкурсанта – Шамиль Успанов и Альберт Карцаев, а по поводу третьего лидера такого единодушия не было. И только в самый последний момент Успанов вырвался вперед, набрав немного больше баллов.
У него было просто великолепное «воспитательное событие» – это одно из заданий конкурса, которое иногда мы называем проще – «классный час». С пятиклашками он говорил об очень сложных вещах – о человеке и человечности. И эта была такая буря эмоций! Они спорили, что-то доказывали, высказывались – все причем, ни одного равнодушного не было! И при этом Шамиль умел держать аудиторию, работать с ней, управлять ею.
Тамара Джаппуева, директор лицея для одаренных детей ДАТ «Солнечный город»:
-У Успанова, несомненно, педагогический талант! Он очень тонко чувствует детей, понимает их и явно любит, и они платят ему тем же. Все конкурсанты давали уроки в незнакомых классах, и нередко дети на таких уроках бывают зажаты – ведь учителя они тоже видят впервые. У Шамиля дети вели себя так, как будто они его не первый год знают, и он, соответственно, так же вел себя с ними. Полный контакт, полное взаимопонимание! Даже странно, что этому можно научиться всего за три года педагогической практики.
Я первый год в жюри республиканского конкурса, всех конкурсантов прошлых лет я не знаю, но хочу сказать, что в этом году на «Учителе года» были действительно очень сильные педагоги – настоящие профессионалы. Так получилось, что Успанов вместе со своей коллегой-соперницей давали одинаковые уроки в двух пятых классах. Мне очень понравился урок, который дала конкурсантка, я даже подумала, что лучше урока на эту тему быть не может. Оказалось, может! Шамиль его показал нам – у него был замечательный урок по истории древнего мира.
Видно, что Шамиль – парень скромный и сдержанный, он из тех, про кого говорят «с внутренним стержнем». Уверена, у него большое будущее.
Ирина Шонтукова, руководитель Республиканского центра семейного консультирования:
- У Успанова замечательный контакт с детьми. Глубина суждений, внутренняя наполненность, интеллигентность – это о нем.
У него был хороший мастер-класс, и, кроме того, он был заметен на конкурсном задании «Разговор с министром», где поднял необычную, но интересную тему несовершенства системы оценивания в школах, которая направлена только на оценку предметных результатов.
Инал Кушхов, руководитель Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей «Антарес»:
- У Шамиля Успанова был очень сильный урок и, безусловно, лучшее «воспитательное событие». Все это проходило очень динамично – работа, обсуждение, диспут – сразу включался весь класс, безучастных не было. Удивительная у него способность работать с детьми – они его сразу понимают, поддерживают и дружно включаются в работу. Это при том, что он довольно сдержан в эмоциях.
Заинтересовала его собственная методика оценивания ответов учеников и их работы на уроке – это довольно-таки необычно, на мой взгляд.