29 декабря, 2021 - 09:31
Кабардинский государственный драматический театр им. А. Шогенцукова поставил пьесу на тему, вызывающую у большинства жителей республики одновременно гордость и душевную боль – это судьба легендарной 115-й кавалерийской дивизии.
Премьеру спектакля «История одного солдата» показали незадолго до Нового года. И это тот редкий случай, когда зрители оценили не только удачную постановку, хорошую игру актеров и сценографию, но и обращение к прошлому, тяжелому и памятному. Эта история о том, как практически безоружной дивизии пришлось защищать подступы к Сталинграду в кровопролитных боях в междуречье Дона и Волги, сражаясь против фашистских танков, впервые была воплощена сначала на бумаге, а затем и на сцене. И здесь рассказ о дивизии, о которой упоминают все исторические источники, выглядит уже не сухой справкой, а сплетением жизней многих людей, рассказом об их страшной и героической гибели. И нашей памяти о бойцах.
Поскольку дивизия была сформирована в конце 1941 года из 5500 представителей всех национальностей, живущих на территории Кабардино-Балкарии, из множества родов и фамилий, многие из зрителей смотрели спектакль в прямом смысле о своих предках. Когда опустился занавес, в зале прогремели овации – прежде всего в благодарность за память, за рассказ о том, как бойцы из Кабардино-Балкарии, даже погибая, оставались людьми – мужчинами, горцами.
Автором идеи спектакля был заслуженный деятель искусств РФ, КБР и Абхазии Руслан Фиров, руководивший Кабардинским госдрамтеатром до последних дней своей жизни. Поставить пьесу о героях 115-й кавдивизии было мечтой Фирова, который хотел посвятить спектакль 100-летию Кабардино-Балкарии. С просьбой написать пьесу, посвященную легендарной дивизии, руководитель театра обратился к журналисту Фатиме Магомедовой, которая является автором нескольких книг, но в драматургии себя до того не пробовала.
«Тем не менее, я сочла, что работа над этой темой, непростой и болезненной – это большая возможность: изучение многочисленных исторических источников оказалось достаточно трудоемким занятием, но я обязана была закончить пьесу в память о жителях Кабардино-Балкарии, павших в годы войны, в память о замечательном человеке, Руслане Фирове», - рассказывает Фатима. Автор призналась, что многое из того, что она узнала, у нее вызывало недоумение и боль: например, свидетельство о том, что из-за нехватки вооружения многие бойцы кавдивизии отправились на фронт с муляжами винтовок и шашками, то, как немцы смеялись над красными башлыками, называя их мишенями…
Магомедова не присутствовала на репетициях, полагаясь на профессионализм режиссера – заслуженного деятеля искусств КБР Романа Дабагова. Однако, побывав на премьере, высоко оценила работу большого творческого коллектива – режиссера, актеров, художника, композитора: «Я не представляла, как можно показать в спектакле скачки или движение поезда. Но был придуман замечательный ход – воспроизведение хроники на затворах стилизованного эшелона, возвращающее нас в прошлое, во времена наших дедов и прадедов».
Удачным оказалось и цветовое решение пьесы – это картинки жизни, далекой от фронта, и преобладание темно-серого и темно-коричневого во фронтовых эпизодах, где красные пятна башлыков несут еще большую смысловую нагрузку.
Художником-постановщиком спектакля выступил Кантемир Жилов, воплотивший на сцене достаточно смелые замыслы. Музыка к пьесе, написанная Артуром Варквасовым, усилила накал эмоций на сцене и в зрительном зале.
По словам автора пьесы, сюжет не претендует на то, чтобы в точности отразить хронику событий, связанных со 115-й кавалерийской дивизией. Однако имена и фамилии бойцов – погибших и уцелевших, Фатима Магомедова использовала подлинные.