29 декабря, 2021 - 09:35
«Лирическая героиня играет роль вдумчивого наблюдателя, особенностью женского образа являются его самостоятельность, решительность, независимость».
Читая научную статью Лины Мафедзевой «Бэла: мужской женский взгляд (М.Ю. Лермонтов и И.И. Кашежева)», нельзя не увидеть, что именно эти строки лучше всего характеризуют самого автора, которая привыкла всегда и во всем идти своим путем.
А определить этот путь, конечно, ей помогла семья: «Папа работает заместителем директора Музыкального театра по административно-хозяйственной части, а мама – заведующей музеем республиканского Дворца творчества детей и молодежи. Мы жили все вместе, одной большой семьей: мама, папа, папина старшая сестра, бабушка, дедушка.
Помню, как дедушка возвращался с работы, а он трудился в Институте гуманитарных исследований, и делал, причем достаточно долго, до девятого класса, со мной и младшей сестрой Диной уроки. Точнее, проверял, давая советы и высказывая пожелания».
Дедушка девочек – знаменитый историк и этнограф, заслуженный деятель науки КБР, дважды лауреат Государственной премии Кабардино-Балкарской Республики, член Союза писателей СССР, профессор Сараби Мафедзев.
Кстати, именно благодаря внучкам Сараби Хажмастафовича круг читателей его работ существенно расширился. Несмотря на то, что Лина и Дина всю жизнь общались с дедушкой на родном языке, читать этнографические труды на кабардинском им было затруднительно. «Во многом из-за нас, своих внучек, дедуля делал перевод своих книг. И, думаю, многие люди скажут ему за это спасибо. Для меня невероятно ценно, что он успел их перевести, и это был не просто перевод, а намного более ценный авторский перевод. И вот эти издания на русском языке мы читали, как только они выходили: я помню, как он приносил отпечатанные типографией еще не сшитые, очень приятно пахнущие и красивые с вензелем листы своей главной, как я считаю, книги, «Адыгэ хабзэ».
И все же, питая особую любовь к истории и этнографии уже с пятого класса, естественно, гуманитарного профиля, девочка знала, что будет изучать русскую филологию.
Что, впрочем, не мешало ей интересоваться, и вполне профессионально, другими направлениями. Не было такого времени, говорит Лина, когда она вместе с сестрой была занята только школой: всегда разнообразные кружки и секции, вплоть до курсов швейного мастерства. У сестер всегда было две смены: сперва учеба в гимназии №14, а затем занятия во Дворце творчества. И это не считая вечеров, когда младшую, Дину, водили сначала на баскетбол, затем на национальные танцы и в художественную школу. А Лину – на бальные танцы, профессионально заниматься которыми ей впоследствии не помешала ни учеба в КБГУ, ни большая общественная нагрузка, ни работа заместителем директора Центра эстетического воспитания и художественного творчества Управления по воспитательной работе КБГУ.
Именно во времена студенчества девушка, у которой к тому времени уже накопился серьезный опыт сценических выступлений, решила попробовать свои силы в новом амплуа. К тому времени в качестве солистки Театра танца КБГУ «Каллисто» Мафедзева выступала не только на всех сценических площадках республики, но и в Москве, Ростове-на-Дону, городах Золотого кольца: «Выйти на подмостки и исполнить досконально проработанный хореографический номер просто. А вот стоять на сцене, говорить, импровизировать – это нечто совсем другое, поистине магическое и завораживающее». Свою мечту она исполнила просто – заявив в студпрофкоме, что хочет вести мероприятия. И заявку студентки филологического факультета услышали: дебют новой ведущей состоялся. И состоялся сразу перед многотысячной публикой на торжественной церемонии вручения дипломов выпускникам КБГУ в Зеленом театре.
Во времена студенчества она завоевала и титул «Нальчанка-2012», при том, что никогда не участвовала и не мечтала участвовать в конкурсах красоты. На первый (после почти четвертьвекового перерыва) конкурс по определению самой лучшей юной жительницы столицы КБР девушку выдвинул родной вуз, руководству которого пришлось долго уговаривать родителей Лины, чтобы те повлияли на дочь, и получить ее согласие.
Также на период учебы в КБГУ выпал и новый виток жизни Лины. Точнее, Лины и Дины, получившей образование по редкой среди представительниц прекрасного пола специальности декоративно-прикладного искусства «Художественный металл» и ставшей ювелиром-дизайнером.
Дина в содружестве с сестрой открыла творческую мастерскую по изготовлению украшений, национальных поясов, нагрудников и других ювелирных изделий и аксессуаров «Мафедз», в декабре отметившую свое семилетие.
Ключевым здесь является слово «творческая», именно это главное для мастерской и ее основательниц – творческий поиск и отдых от повседневной рутины, неизбежно связанной с работой за телефоном и компьютером: «Когда творец не связан условиями заказчика, не ограничен по времени, не думает об извлечении прибыли, тогда эта свобода способствует безграничному полету фантазии и созданию настоящих произведений искусства».
Весь этот полет и создание высокого декоративно-прикладного искусства приходится, в основном, на ночные часы, так как для обеих сестер мастерская не является основным видом деятельности. За время ее существования Лина успела окончить аспирантуру по направлению «Литература народов РФ» КБГУ и найти новое место работы.
Вот уже шесть лет она – пресс-секретарь министерства культуры КБР – должность, которую с учетом ее богатого сценического багажа кто-то сочтет несоответствующей для натуры творческого склада. Сама же Лина с подобным мнением категорически не согласна, считая, что именно хореографическое прошлое, опыт ведущей, умение творить вкупе с дипломом филолога оптимальны для этой должности, которая научила ее многому.
В научной работе девушка сейчас взяла тайм-аут, моделинг и дальнейшее участие в конкурсах красоты больше не рассматривает. Ведение мероприятий она также поставила на паузу, считая, что «нельзя надоедать зрителю, который не должен видеть одни и те же лица». Даже блогером, несмотря на пятнадцать с лишним тысяч подписчиков ее личного Инстаграм-акаунта @linamafedz, она себя не считает, да и вообще не любит это слово.
В первую очередь Лина Мафедзева называет себя госслужащим, рабочие обязанности которого сместили акцент ее интересов к организационной сфере. И хотя на работе ей доводилось сталкиваться с определенными, как и в любой профессии, форс-мажорами, желание постичь все тонкости этого дела девушку не покидает: «Организаторы не выходят на сцену, их редко вспоминают, но часто ругают, они не получают аплодисментов. Но они счастливы, зная, что праздник на сцене, который подарил зрителям и артистам невероятные ощущения, состоялся в том числе и благодаря им».