20 июня, 2024 - 10:06
Потом его не раз назовут одним из самых ярких участников муниципального и регионального этапов Всероссийского профессионального конкурса «Педагог года». А их там участвовало больше шестидесяти – в разных номинациях: «Учитель года», «Лучший педагог-наставник», «Лучший учитель родного языка и литературы», «Лучший молодой педагог» и «Педагог-психолог». В последней 36-летний Расул Бозаев и стал победителем – сначала на муниципальном этапе, потом на региональном, обрадовав городскую школу №23, где работает педагогом-психологом коррекционных классов и учителем технологии, гимназию №1, где когда-то учился, жюри – своим неординарным подходом к конкурсным заданиям, и самых юных болельщиков – школьников, потому что «а где вы еще увидите учителя в костюме викинга?!» Да, настоящего викинга из раннего Средневековья – в почти настоящем костюме с почти настоящим оружием! Будь в жюри только школьники, они бы ему отдали первое место безоговорочно, даже без всяких конкурсных заданий, просто за все эти доспехи и артистизм. Хотя выступление на конкурсе в костюме викинга – это не театр, а любовь к истории. В свободное от школы время Расул – руководитель нальчикского клуба исторической реконструкции и фехтования «Горный чертог». В клубе всего шесть постоянных участников, но обязательно будет больше. Это он так говорит. Не сейчас, так через год, через два, через пять, потому что «историческая реконструкция это дело серьезное, кропотливое и не быстрое». Мы потом с ним еще вернемся к этому разговору, но сначала все-таки была школа… Он говорит, что никогда не был слишком уж послушным и правильным «ботаником», но отношения с учителями в гимназии №1 у него сложились прекрасные. «Потому что, - говорит, - такие учителя были хорошие! Я и после окончания школы к ним приходил, и сейчас с удовольствием с ними общаюсь, хоть почти 20 лет прошло, как я школу окончил».
- Это они вдохновили и помогли определиться с профессией?
- Вообще-то, я врачом хотел стать, как мама, а точнее, хирургом, как моя тетя. Но допускал возможность, что буду педагогом, как бабушка. В моей семье все в основном врачи и педагоги. Дедушка в министерстве образования работал, бабушка полвека русский язык и литературу преподавала в первой гимназии. Это, кстати, было одной из причин, по которой я не сильно хулиганил в школе, – мне не хотелось, чтобы бабушке было хоть чуть-чуть за меня стыдно. Но мечта стать хирургом разбилась о мои не очень глубокие знания химии, я все-таки больше гуманитарий, мне всегда нравились история, языки. В общем, я выбрал лингвистику. Мне хотелось поработать в каких-нибудь странах Европы. После окончания нашего университета уехал из Нальчика в Москву, работал там в визовом отделе при американском посольстве, как и хотел, поездил по некоторым странам Европы и понял, что вряд ли мне понравится здесь постоянно жить и работать. Путешествовать в отпуске – прекрасно, а вот постоянно жить – нет. Нелегко адаптироваться к чужому менталитету, чужой культуре, традициям. Мне даже предлагали работу в одной из скандинавских стран, но, подумав, я все же отказался. И тут речь не идет о какой-то отдельной стране, страна не имеет значения, если она не твоя, понимаете? Мне комфортно жить только в своей.
- Интерес к истории скандинавских стран родился в этих поездках?
- Нет, как ни странно, все началось гораздо раньше! Мне было 12, когда я впервые прочитал книгу «Властелин колец», вот тут все и началось, наверное. Вообще-то, конечно, у всех мальчишек в детстве есть этот интерес – к играм в «войнушку», к сражениям всяким, доспехам и оружию, но тут я так влюбился в эту книгу… Я даже начал активно изучать английский, чтобы прочитать ее в оригинале. И прочитал-таки в 14 лет! А когда учился на первом курсе университета, участвовал в международной викторине по этой книге и стал призером!
- Когда-то в Нальчике было небольшое, но довольно активное сообщество толкиенистов, еженедельно проводившее игры и сражения…
- Да, в нулевых в основном, но, когда в 2016 году я вернулся в Нальчик, их клуб был практически не активен. Но мне посчастливилось познакомиться с их основателем и лидером Игорем Ляминым. Игорь очень интересный и талантливый человек, у которого есть чему поучиться. Меня, например, он учил работать с кожей – шить доспехи, я бы сказал даже, что он меня «подсадил» на работу с кожей, став моим первым учителем и мастером. Движение толкиенистов в Нальчике зарождалось почти четверть века назад, сейчас эти люди уже взрослые, состоявшиеся, вполне успешные и самодостаточные. Думаю, их увлечение этим движением тоже в немалой степени помогло состояться в жизни.
У меня увлечение исторической реконструкцией началось с фестиваля «Былинный берег». Это исторический фестиваль, который ежегодно в течение трех дней проходит в Тверской области на берегу Волги. На фестивале представлена в основном традиционная культура славянских, финно-угорских и скандинавских народов IX-XI веков. На него собирается около тысячи участников-реконструкторов и в 10-15 раз больше гостей, или попросту туристов, которые хотят все это действо увидеть своими глазами. Последние живут не в самом «городе», а ставят свой палаточный лагерь поблизости.
Впервые я приехал туда как турист, а уезжал уже реконструктором в душе – столько было впечатлений, столько эмоций! Мне потом понадобилось какое-то время для того, чтобы «переварить» все эти впечатления, еще раз их прожить и понять, что мне это интересно и «я тоже так хочу!» Для того, чтобы подготовиться к следующему фестивалю уже в качестве реконструктора, мне пришлось прочитать большое количество книг и научных статей по истории и этнографии, завести знакомства в среде реконструкторов. Без помощи бывалых коллег в этом деле очень трудно – они посоветуют, что почитать, что посмотреть, в какой музей сходить, к какому мастеру обратиться за помощью в изготовлении костюма. Я тогда метался, что мне интереснее – Швеция, Норвегия или Северная Дания, остановился на средневековой Швеции, городе Бирка – крупнейшем торговом центре шведских викингов в IX-X веках. Этот костюм стал моим первым. Потом были и другие костюмы, другие средневековые страны, другие фестивали, на которых я уже был участником-реконструкором, но первого впечатления, конечно, не забыть!
- Что же такого происходит на этих фестивалях, что может так заинтересовать и зацепить?
- Просто представьте, что вы попали в средневековый город! Он просыпается с утра, и начинается жизнь – кто-то из мужчин отправляется ловить рыбу по Волге – на ладьях, конечно, сделанных как те самые, средневековые, с максимальной точностью, кто-то ухаживает за лошадьми на конюшне – да, тут есть своя конюшня, женщины размалывают зерно жерновами, чтобы потом испечь лепешки в печи, ремесленники – мужчины и женщины – шьют кожаные доспехи, куют металл, вышивают, плетут сети и корзины, обжигают глиняную посуду. Тут же шумит ярмарка, где все эти товары ремесленников можно купить. Да, здесь все сделано в точности как в средневековом городе, в том числе и одежда горожан, но тут важно не ее показать, а окунуться в эту атмосферу с головой.
Конечно, задача фестиваля не просто «построить город и в нем три дня прожить», и даже не просто «окунуться в эту атмосферу с головой», тут важна и его научно-просветительская задача. Поэтому на фестивале работает научный лекторий, где лекции всем желающим читают ученые – историки, археологи, реставраторы, этнографы, проводятся мастер-классы по разным видам ремесел, и, конечно, есть развлекательная программа – концерты фольклорных (и не только) групп, разные шоу, эстафеты и сражения.
- Понимаю, конечно, что все эти сражения – «понарошку», но действительно ли это безопасно?
- Средневековые сражения – ристалища и бугурты – готовятся тщательно, тут предусмотрены разные средства защиты – шлем и подшлемник обязательны, есть свои правила – например, запрещено наносить колющие удары, даже несмотря на то, что бьемся мы макетами железного оружия. Безопасности на фестивалях уделяется большое внимание.
А какие зрелищные эти сражения! Бывало, что в схватке сходились двести на двести человек! Но главное – какой это драйв! Азарт приходит почти сразу, и очень быстро после начала бугурта, ты так входишь в роль, что уже не чувствуешь себя «айтишником Андреем из Вологды» или «учителем Расулом из Нальчика», ты средневековый воин, и ты сражаешься. Но при этом где-то в голове все-таки есть «стоп», который напоминает, что очень уж сильно увлекаться не надо, ненавидеть и желать смерти противнику не надо, а нужно помнить, что после сражения вы вместе с «врагами» соберетесь за одним столом и снова станете друзьями и братьями.
За этим «погружением» тоже иногда надо следить, а то потом трудно бывает вернуться в современность. Я как-то на одном таком фестивале, на «Варяжских забавах», кажется, так «окунулся» в это все, что потом, вернувшись в город, долго привыкал к реальности. Такие фестивали – это маленькая жизнь в Средневековье – три дня без телефона, еда и напитки «из тех времен», вокруг люди в костюмах и даже с характером и повадками средневековых воинов и их жен, барды на гуслях, олени в загонах, ристалища… Да там из современного только биотуалет! Действительно, нелегко расстаться с друзьями и братьями и вернуться в реальную жизнь!
К слову, в среде реконструкторов всегда очень дружеская атмосфера, у каждого из нас есть друзья и побратимы, с которыми мы тепло общаемся весь год, а не только на фестивалях. Это вообще очень доброжелательное сообщество, я вот, например, совершенно точно знаю, что, если окажусь без денег в незнакомом городе, мне достаточно только в сети найти клуб исторической реконструкции этого города и написать туда просьбу о помощи. Если меня там даже никто в глаза не видел, за мной тут же приедут, накормят, напоят, дадут ночлег и купят билет до моего города.
- Вы сказали, что костюм викинга средневековой Швеции стал у вас первым, сейчас костюмов несколько? Вы делаете их сами?
- Да, сейчас, кроме этого, у меня есть костюм аланского воина на службе у хазарского каганата и новгородского дружинника, все три костюма – воинов X века. Подавляющее большинство реконструкторов свои костюмы делают сами, но не полностью, а чаще всего сообща. Кто-то хорошо шьет и кроит, кто-то делает в кузнице оружие и металлические аксессуары, кто-то, как я, работает с кожей. Мы друг с другом советуемся, делимся какими-то секретами мастерства. Главное требование к костюму – максимальная точность. Именно поэтому мы постоянно в курсе новых исторических и археологических открытий, следим за новыми публикациями и лекциями ученых, бываем в музеях разных городов. Некоторые даже сами ткут полотно для костюма и шьют его не иглами, а шилом – то есть стараются полностью воспроизвести не только костюм, но и технологию его изготовления. Очень строго за этим следят и организаторы исторических фестивалей – каждый его участник-реконструктор, чтобы получить разрешение на участие, должен прислать организаторам, среди которых ученые – историки и этнографы, фотографии и описание своего костюма. Это как паспортный контроль. Знаете, это «погружение в детали» мне даже мешает иногда смотреть исторические фильмы – я с досадой отмечаю нелепости и нестыковки в костюмах средневековых воинов.
- На Кавказе проводятся исторические фестивали?
- Ближайший, на котором я был, проходил на Ставрополье, назывался он «Наследие гор и степей». Довольно интересный, но… слишком академичный, что ли. Много лекций, мало зрелищности. Но он молодой еще, три года всего проводится, вполне возможно, изменится и станет и познавательным, и зрелищным.
- Как думаете, возможно нечто подобное провести в нашей республике?
- Почему нет? Разве у нас мало людей, которые знают и любят историю народов Кабардино-Балкарии, хотят ее «почувствовать, потрогать»? Вообще, на мой взгляд, нашей республике просто необходима этнографическая деревня – такой интерактивный этномузей под открытым небом. И не только для привлечения туристов, а в познавательных целях тоже – для детей и взрослых. Деревня, где были бы представлены жилье и быт народов нашей республики, работали бы мастерские традиционных ремесел, где можно было бы проводить мастер-классы, стилизованные кафе национальной кухни и еще много чего интересного и полезного. Вот там можно было бы хотя бы раз в год проводить исторические фестивали. Не знаю, много ли нашлось бы желающих стать их участниками-реконструкторами, но в том, что желающих все это увидеть было бы очень много, я абсолютно уверен.