27 июня, 2024 - 11:55
На вопросы рубрики отвечает доктор исторических наук Владимир Битоков.
ЧТО СМОТРИТЕ?
В последние несколько лет все чаще стал смотреть старые советские фильмы. Мне кажется, в них больше правды, глубины и честной актерской игры. Почему-то потянуло на фильмы про войну и вообще про историю страны первой половины ХХ века. Сейчас, спустя почти сто лет, многое видится и воспринимается по-другому, а значит, есть о чем подумать, поразмыслить. Недавно пересмотрел, уж не знаю в который раз, великую экранизацию «Тихого Дона» Сергея Герасимова. И понял, что острота восприятия почти не притупилась. Шедевр он и есть шедевр!
К современному кинематографу, особенно российскому, претензий у меня много: какие-то надуманные сюжеты, часто списанные с зарубежных картин, а игра актеров больше напоминает курсовые работы студентов. Кстати, мне посчастливилось увидеть процесс создания кинофильма и поучаствовать в нем. Это очень увлекательное и удивительное действо, после которого совсем иначе начинаешь воспринимать сам кинематограф, знаешь и чувствуешь, как это сделано.
Прохладное отношение у меня и к модным сейчас сериалам. Смотрю их только по настоятельным рекомендациям своих домочадцев. Впрочем, как и остальные новинки кинематографа. Слава богу, рядом есть люди, мнение которых в этом вопросе для меня является определяющим, и оно позволяет не растрачивать время на то, что смотреть необязательно.
Но есть фильмы, которые могу смотреть всегда и везде: «Мимино», «Белорусский вокзал», «Ликвидация» и почти все экранизации «Графа Монте-Кристо» Александра Дюма.
ЧТО СЛУШАЕТЕ?
В музыкальном аспекте могу полностью отнести к себе понятие «old school». Я вырос на старом добром рок-н-ролле, и до сих пор он занимает ведущее место во всех моих плейлистах. С детства влюблен в гармонию «Beatles», и на своем корявом английском могу подпеть, наверное, большинству их песен. Собственно, и мои познания в этом языке идут именно из рок-музыки 60-70-х.
В моем поколении, думаю, мало людей, не проживших свою жизнь с «Beatles», «Rolling Stones», «Deep Purple», «Nazareth», «Pink Floyd», «Sсorpions» и другими легендами рока. Из русского рока – это «Кино», «ДДТ», «Наутилус», «Машина времени», Гарик Сукачев.
Музыка сопровождает меня теперь в основном в автомобиле и во время утренних прогулок в парке – и звучит скорее как фон, поэтому не очень принципиально, что играет.
У меня немалое собрание виниловых пластинок лет за 30-35, но я скорее просто собиратель, чем коллекционер. Иногда именно такое старое воспроизведение, с треском и шипением, находит больший отклик в душе.
Конечно же, есть много любимых песен и какие-то выделить отдельно очень трудно. Кроме одной – «Hotel California»! У меня есть даже целая подборка исполнений этой композиции разными певцами и на разных языках! Однажды даже сам записал ее в студии под фонограмму, но слушать никому не даю.
ЧТО ЧИТАЕТЕ?
К моему большому счастью, я вырос в читающей семье и среде. Интерес к чтению сформировал мой старший брат. Он учился в Литературном институте, писал стихи и, собственно, открыл для меня литературу за пределами школьной программы. Через него я рано получил доступ к редким книгам, в том числе самиздатовским.
Конечно, в годы работы часто приходилось отказываться от чтения из-за нехватки времени. Откладывал многое на потом, и к пенсии сложились несколько объемных стопок, которые сейчас постепенно сокращаю.
Так как в семье разговоры о литературе ведутся часто и на профессиональном уровне, я в курсе современных течений и тенденций, стараюсь за ними следить и успевать. Повторюсь, как и с кино, мне очень повезло с близкими, которые рекомендуют именно те книги, которые надо прочитать, не тратя время и внимание на другие.
Из последних произведений, которые порадовали самим процессом их чтения, хотел бы выделить серию романов Роберта Гэлбрейта о Корморане Страйке и «Большую суету» Ислама Ханипаева.
С удовольствием перечитал недавно «Имя розы» Умберто Эко и открыл для себя его роман «Баудолино». Очень сильная вещь! Тысяча страниц читается просто залпом.
«Граф Монте-Кристо» Александра Дюма. Уж не знаю, сколько раз с юности я перечитывал эту книгу, но мое пристрастие к ней уже стало предметом шуток дома и среди друзей. Но я действительно считаю этот роман великим не только за его хрестоматийное изложение добра и зла. Мне кажется, до сих пор в обществе недооценена его философская и психологическая глубина и широта.
Любимых авторов и книг много, но две книги двух авторов для меня по-настоящему незаменимые. Это «Сандро из Чегема» Фазиля Искандера и «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсия Маркеса. Ничего из прочитанного в жизни я сравнить с ними не могу. В любое время, в любом месте и с любого момента я могу их перечитывать.
Счастлив, что жизнь предоставила мне уникальную возможность познакомиться и высказать слова моего признания Фазилю Абдуловичу лично. Я познакомился с ним, когда жил и работал в Москве. Обожаемый мной с молодости писатель казался мне каким-то недосягаемым небожителем, однако одного телефонного звонка и просьбы встретиться было достаточно, чтобы мы с дочерью попали в его гостеприимный дом. Потом я еще не раз у него бывал, беседовал, обсуждал его произведения за чашечкой кофе.
Кстати, его личная кофейная чашечка была передана мне его супругой – милейшей Антониной Михайловной – и теперь хранится в моем доме, как дорогая реликвия. Там же хранится, кстати, и собственноручный автограф Габриэля Гарсия Маркеса, который тоже попал ко мне при помощи моих друзей.
Мне однажды даже удалось рассмешить и заинтересовать Фазиля Абдуловича одной историей, связанной с первым полным изданием «Сандро из Чегема». Это было красивое солидное издание, изданное после присуждения ему Государственной премии СССР в 1989 году. Я случайным образом обнаружил ее в книжном магазине города Майкоп, куда заехал на один день из Краснодара. Выскреб из кармана все имевшиеся у меня деньги и буквально схватил книгу, выбежал из магазина, все еще не веря тому, что теперь у меня будет полное издание. До этого я собирал отдельные части романа из разных журналов и сам переплетал.
Когда я чуть успокоился, я понял еще одну вещь, теперь уже неприятную: у меня не оставалось денег, чтобы вернуться обратно в Краснодар. Но воодушевление помогло решить и эту проблему. Я пошел к главпочтамту Майкопа и нашел машину, которая повезет вечернюю почту в Краснодар. Водитель, видимо, оценив мой возбужденный вид и сбивчивый рассказ про какую-то чудесную книгу, согласился отвезти меня бесплатно, при условии, что я всю дорогу буду пересказывать ему книгу. В общем, это был день полный чудес и обретений!
Фазиль Абдулович очень смеялся над этой историей и обещал, что напишет по ней рассказ, но, к сожалению, не успел.
У той истории было еще продолжение – человек, который взял у меня почитать эту книгу, не вернул ее. И вот оно очередное чудо: Антонина Михайловна, пока я рассказывал этот грустный финал истории автору, достала из книжной тумбы том того самого издания и подарила мне. А Фазиль Абдулович сам надписал ее: «Владимиру дружески, землячески». Она теперь тоже раритет и не подлежит выносу из дома.