1 июля, 2024 - 13:44
130 лет назад, 30 июня 1894 года, был открыт знаменитый лондонский мост – Тауэр бридж. Необходимость его постройки была вызвана возросшим автомобильным и пешеходным движением в районе порта в Ист-Энде британской столицы. Строительные работы начались 21 июня 1886 года и продолжались в течение 8 лет. На строительство моста было затрачено свыше одного миллиона фунтов. Тауэр бридж уже более ста лет является визитной карточкой британской столицы. С башен моста открывается великолепный вид на город, а на его фоне любят фотографироваться туристы со всего мира.
Ежедневно по Тауэрскому мосту проезжает около 21 тысячи автомобилей, в определенные часы мост раздвигается, чтобы пропустить крупное судно. 60-метровые кирпичные устои моста имитируют форму готических башен. Кроме проезжей части, на мосту устроен переход для пешеходов. Он служит для связи между берегами при разведенном нижнем пролете и обслуживается лестницами и лифтами внутри башен. Вскоре после открытия пешеходные галереи моста приобрели дурную славу – здесь часто собирались карманники. В связи с этим в 1910 году галереи закрыли для посетителей и открыли заново только в 1982-м. Сегодня они служат смотровой площадкой и музеем.
В 1952 году лондонский автобус оказался на мосту в момент разводки. Водителю пришлось проявить смелость и разогнать транспортное средство так, что оно смогло перепрыгнуть с одного края моста на другой. А в 1997 году внезапно закрывшийся для разводки мост разделил кортеж американского президента Билла Клинтона. Часть машин тогда осталась на одной стороне, а другая – на противоположной. Событие вызвало ажиотаж среди местных жителей.
А вот интересные и необычные факты о других мостах мира.
В 1998 году на юге Гондураса ввели в эксплуатацию новый мост через реку Чолутека. Вскоре на страну обрушился ураган «Митч», под воздействием которого сам мост получил минимальные повреждения, а подъездные дороги к нему просто исчезли. Но после вызванного ураганом массивного наводнения Чолутека проложила себе новый путь, и мост остался стоять над участком суши. Лишь через пять лет существенно удлиненный мост снова был соединен с шоссе.
Художник Вебьорн Санд построил в норвежской коммуне Ос пешеходный мост по проекту Леонардо да Винчи. Великий мастер разработал этот мост длиной 240 метров для султана Османской империи Баязида II и хотел, чтобы его построили в Константинополе через бухту Золотой Рог. В то время проект реализован не был, однако спустя пять веков, хоть и в уменьшенном размере, его воплотили в жизнь норвежцы.
Мосты могут служить для переправы не только наземного, но и водного транспорта. Чаще всего необходимость в сооружении такого моста возникает при строительстве водного канала на другой высоте, чем пересекаемая им река или другой канал. Самый длинный водный мост в Европе – Магдебургский, его длина составляет 918 метров, и пересекает он реку Эльба. А Бартонский водный мост недалеко от Манчестера сконструирован так, что может еще и поворачиваться на 90° по горизонтали, пропуская идущие по Манчестерскому судоходному каналу большегрузные суда.
Власти провинции Хубэй в Центральном Китае долго бились над задачей, как построить шоссе до труднодоступного высокогорного уезда Синшань. Местные фермеры отказались продавать земли, пригодные для строительства, экологи протестовали против подкопа гор, а прокладывать тоннель было слишком дорого. В итоге решили соорудить мост вдоль русла реки длиной 4 км.
В 1958 году американские студенты решили измерить длину Гарвардского моста с помощью одного человека из своей компании – юноши по имени Оливер Смут, которого в лежачем положении перемещали дальше и дальше, делая краской отметки. Общая длина моста составила «364,4 смута и еще одно ухо», а сама единица смут равна примерно 170 см. После реконструкции моста в 1988 году городские власти стерли все отметки, которые студенты постоянно обновляли. Однако вмешались полицейские, которым было удобно сообщать о происшествиях на мосту, ориентируясь по смутам, и линии восстановили.
Не существует ни одного моста через Амазонку, реку длиной почти 7 000 километров. Только в 2010 году был построен мост через один из ее притоков Риу-Негру. Этот мост соединяет крупнейший на Амазонке порт Манаус с городом Ирандуба, а его длина – 3 595 метров.
Амазонка – вторая по длине река в мире и один из важнейших водных путей планеты. В ее водах обитают самые крупные виды речных дельфинов, около сотни видов так называемых электрических рыб и около 60 видов пираний. Около 40% пресной воды Южной Америки приходится на Амазонку. Учитывая, что река проходит по территориям трех стран (Бразилия, Колумбия, Перу), а в бассейне реки проживает около 30 млн человек, отсутствие мостов через нее кажется чем-то невероятным.
Ситуация выглядит особенно странной, если посмотреть, как обстоят дела с дорогами через другие крупные реки. В одной только столице Египта, Каире, насчитывается 9 мостов через Нил. Через Янцзы, самую длинную реку в Евразии, за последние 30 лет возвели более сотни мостов. Над Дунаем, крупнейшей рекой в Европе, можно насчитать 133 моста. Чем же так отличается от них Амазонка?
Основная часть Амазонки проходит через малонаселенные районы. Грамотно встроить мост в транспортную сеть этих районов не представляется возможным, ведь в городах, расположенных на берегах реки, практически нет дорог с твердым покрытием. Лодки и паромы традиционно являются основным способом перевозки товаров и пассажиров. Таким образом, местные жители почти ничего не выиграют от постройки моста, разве что поездки немного ускорятся.
Другой важный момент – то, что подобный проект потребовал бы несоразмерных финансовых вложений. Берега реки заболочены, и грунты нестабильны, от сезона к сезону сильно меняется расположение русла реки, ее глубина и ширина – от 3-10 км до 48 км в отдельных местах. В общем, возможная экономическая выгода от строительства мостов оказалась бы сильно меньше неизбежных затрат.