23 июля, 2024 - 12:45
Будете в Вологде – загляните на улицу Маяковского, дом 31. Там вас ждет письмо. Из Нальчика. А русская красавица, надев свое лучшее платье, встречает гостей с роскошным петушком в обнимку. Бабушка расставила фарфоровых рыбок и теперь моет окна. И как же без «Незнакомки» Крамского: она внимательно следит за порядком в каждом доме. На кухне уже разливают чай. Ну а парни на лавочке извечно заняты обсуждением глобальных вопросов: чем люди живут, как спасти мир. Вон, газету читают теперь. Может, «Молодежку», где мы рассказываем о создателях этого невероятно уютного мурала – художниках из Нальчика Лене Романовской и Астемире Кудаеве, на несколько дней ставшими стрит-райтерами на фестивале уличного искусства «Палисад», который проходил в Вологде в последних числах июня.
«Палисад-2024» стал в каком-то смысле экспериментальным не только для наших художников, но и для организаторов фестиваля. Как рассказывает Лена Романовская, ее пригласил один из «бывалых» участников, пригласил на свой риск, поскольку в портфолио Лены не было муралов, только «галерейные» картины. Второй участник «команды из Нальчика» Астемир Кудаев, хоть и художник более близкий к заданной теме – у себя дома он известен как мастер интерьерной росписи и граффити, – за такие масштабные проекты тоже пока еще не брался, да и пригласили его спонтанно, «на подмогу», так что практически «прыгали с места в карьер».
Как рассказала Лена, у нее была возможность выбрать здание, на котором будет рисовать. Там были многоэтажки на проспектах и мосты, заборчики и небольшие дома во дворах. Выбор пал на уютную четырехэтажку в форме распахнутой книжки: оптимальный вариант для человека со страхом высоты, но с желанием сделать что-то значительное, яркое.
Эскиз создавался под это здание. Лена хотела поделиться с местными своим видением Вологды, для чего посмотрела много передач и фильмов об этом городе, где есть не только резной палисад, душевные песни и красивые церкви. «Я погрузилась в советское и постсоветское время и, вдохновившись этими образами, создала эскиз, - рассказывает художница. – Там изображена картина «Незнакомка», репродукция которой была тогда практически в каждом доме, бокальчики-рыбки, советская плитка… Дом, который мы расписывали, старый, с историей. Одна половина дома отражала домашний быт людей, вторая – жизнь улицы: девушка с петушком, например, символизирует быт простых людей, или ребята на лавочке – какой двор без них?» Две стороны жизни людей объединены русской деревянной игрушкой – мужик с медведем каждый со своей стороны бьет молоточком… Такие вот страницы из жизни вологодской, близкие, уверены, жителям любого города из постсоветского пространства.
Прекрасная задумка, вот только дать ей жизнь за несколько дней в одиночку было бы просто невозможно, понадобился помощник. Срочно. И Лена сразу вспомнила об Астемире Кудаеве, художнике, который имеет хороший опыт рисования на больших фасадах, причем краской, а не баллончиками – этим, кстати, наши ребята потом ярко выделялись среди других участников фестиваля. «Лена позвонила мне и говорит: «Как у тебя со временем? Не хочешь поехать на фестиваль уличного искусства? – рассказывает Астемир. – Я никогда прежде на бывал на таких фестивалях и, конечно же, согласился, даже не расспрашивая о деталях и подробностях. Я знал, что это будет интересный опыт, к тому же очень хотелось встретиться со своими «коллегами по цеху».
Так и поехали.
И в первый же вечер – испытание новичкам: возникли сложности с проектором, при помощи которого переносится рисунок на стену. Мощности аппарата не хватает, а тут еще и белые ночи… Тогда опытные ребята из Питера и Мурманска (им ли не знать, как справиться в условиях белых ночей) предложили попробовать новую технологию переноса эскиза на стену без проектора. Астемир раньше видел такое в интернете и, конечно же, загорелся. Убедил Лену, что стоит рискнуть: не дожидаясь следующего вечера и более мощного проектора, начать уже сейчас по новой методике, набросав дудлы. В первую же ночь, еще без использования вышки, ребята подготовили «базу». Им даже помогали волонтеры. В общем, первая ночь работы прошла весело и продуктивно: первый этаж был отрисован идеально и с максимумом деталей. А чем выше – тем рисунок проще. Таково правило муралов: отсекать лишнее и помнить, что внизу не то же, что наверху.
Всему этому Лена училась прямо на «рабочем месте» под руководством Астемира, который отвечал за техническую часть. Конкуренции творцов, к слову, не было: у каждого была своя зона ответственности, но рисовали рядом плечом к плечу, и это был хоть и первый, но очень удачный опыт работы в тандеме, да еще и на совершенно новом поприще.
«Для меня это был прежде всего новый опыт выхода на большие форматы, - рассказывает Лена. – А также открывающаяся возможность выходить в будущем и на другие подобные фестивали. Это другой круг узнаваемости, другие гонорары. Помимо этого, моя стилистика – «наив», на больших форматах этот стиль выигрышно смотрится, привлекает внимание. В целом, мне было просто интересно посмотреть, как миниатюрный рисунок «ляжет» на большую площадь».
И раз мы заговорили о том, что принесло участие в таком фестивале, то для Астемира это стало настоящим прорывом: раньше он был, как сам признается, скорее «исполнителем», рисуя картины по заказу, а теперь в нем проснулся зов настоящего творца, с желанием выражать свои собственные идеи. «Я даже начал подумывать о галереях! – признается Астемир. – Я как-то услышал термин: «Художник уличной волны» – это о художниках, которые пришли в галереи «с улицы»: стрит-райтеры, граффитчики, начавшие писать на холсте. Мне очень понравилось, как это звучит, это похоже на меня, и мне хотелось бы однажды стать одним из них». Лена отмечает: «Астемир – яркий пример того, что никогда не поздно стать настоящим художником. Тем более, у него есть ряд преимуществ: он владеет целым рядом выразительных инструментов, он многогранен, гибок как исполнитель, в отличие, например, от меня – я остаюсь строго в своем стиле. Перед Астемиром открываются безграничные возможности».
Но вернемся к нашему муралу. Помимо технических нюансов, там было много чего интересного и про людей. Людей, которые словно сошли с этой картины в реальность. Ну, или наоборот: перешли в нее с этих улочек…
Пока наши ребята создавали эту красоту на стенах, к ним, конечно же, подходили местные: поглядеть, поговорить. «Они очень отличаются, у них свой дух, - рассказывает Лена. – Они непосредственны, они говорят и даже одеваются как-то по-своему. Почти все перемещаются на велосипедах. Людям наша работа в основном нравилась: улыбались, благодарили. Была даже одна бабушка – Екатерина Ниловна, ей 102 года – она вышла к нам из дома и как ребенок радовалась. Это здорово мотивировало, особенно когда возникали разные технические сложности, как с тем же проектором, или просто наваливалась усталость: ведь с дудлами приходилось выполнять двойную работу, потом дважды красить… А после таких слов появлялись новые силы».
Но были, конечно, и недовольные, как и в любом деле: кому-то не нравился…цвет чайника, например. Кто-то не понимал смысла фразы: «Мир. Дружба. Жвачка». Кому-то приходилось объяснять, что такие яркие краски подарят много радости и тепла зимой. А один хмурый дяденька в первый вечер работы художников на вышке был очень недоволен ее тарахтением под своими окнами. Потом, правда, смягчился и даже передавал ребятам в окошко кваску. Но интересно было всем. Даже котику, который норовил выпрыгнуть из окна помочь ребятам, да сетка помогла избежать «котострофы».
Город нашим художникам тоже понравился: добрые, дружные люди, которые путем «народного голосования» сами выбирали, какой дом станет «холстом художника». И хотя времени погулять было совсем мало – ребята даже взяли два дополнительных дня, чтобы закончить свой мурал, да еще и пропустили вечер вручения памятных призов – им удалось почувствовать дух настоящего русского Севера.
В свою очередь, вологодцы, а также коллеги-художники из других городов, участвовавших в фестивале, познакомились с Кавказом «в лицах». «Теперь к нам многие хотят приехать, все влюбились», - смеется Астемир. А Лена оставила «пасхалочку» в своей картине на Маяковского, 31: рисунок конверта, летящего в почтовый ящик. Обратный адрес на конверте: «Нальчик».
Надеемся, мы дождемся дорогих гостей. А новые стрит-райтеры Лена Романовская и Астемир Кудаев уже готовы участвовать не только в новых фестивалях, которые пройдут в российских городах, но и в родном городе: «Если позовут».
Алена Докшокова.