1 августа, 2024 - 11:46
Народный любимец, легенда кино, народный артист Российской Федерации Юрий Назаров посетил нашу республику в дни кинофестиваля, который проходил в Нальчике в июне этого года. Это был далеко не первый визит актера в Кабардино-Балкарию: кинофестивали, встречи с коллегами по цеху, а самым ярким воспоминанием Юрия Назарова о нашей республике стали, безусловно, съемки легендарного фильма «Земля Санникова».
В этом году во время визита в КБР Юрий Владимирович имел возможность не только поработать, но и немного отдохнуть, полюбоваться красотами любимого горного края. Со своим новым другом, ведущим паблика «Культура КБР» Анзором Араховым, они вместе с делегацией кинофестиваля отправились к Эльбрусу. Сидя в кабине подъемника, Юрий Назаров просто, по-свойски рассказывал о своей жизни, от самого отрочества до сегодняшних дней.
«Эта история описывает упорство и решительность Юрия Владимировича в достижении своей цели, - рассказывает Анзор Арахов. – Она показывает, что порой нужно сделать шаг назад, чтобы потом с огромным успехом двигаться вперед». Такие истории нужны людям, и особенно – молодежи. Поделимся небольшим фрагментом из этой беседы.
«Поступил я в Театральное училище имени Б. Щукина, но, не окончив первый курс, бросил учебу и вернулся в Новосибирск. Через два года опять поступил туда же и окончил училище в 1960 году», - так Юрий Владимирович начал свой рассказ. Но, задумавшись, добавил: «Я вам сейчас подробней расскажу, как это было. Так сказать, поделюсь какой я прошел путь, до того, как я стал народным артистом!» И, на мгновение залюбовавшись красотой сверкающих вершин, продолжил: «Мой сознательный период детства – это война, а юность, соответственно, пришлась на послевоенную разруху и голод. Но тогда всем было всем трудно. Я, наверное, не имею права тут говорить, что был такой хороший смелый и особенный, что выбился сразу в люди. Вообще наше поколение было особо сплоченным. Наверное, это после такой страшной войны».
Юрий Владимирович вспоминал о поездках родителей по сибирским городам, рождении брата, о том, как важна связь поколений: именно бабушка с дедушкой воспитывали малышей, пока родители учились. О тяготах военного детства, которое не сломило семью, но лишь сплотило ее. «Во время войны мама очень много работала, смены были по двенадцать часов. Мы, дети, часто оставались дома одни, голодные. Но наша семья сумела выстоять и преодолеть все трудности. Так вот жили мы тогда в коммуналке всей семьей. А позже, уже после войны, нам выделили отдельную квартиру, и мы зажили отдельной жизнью».
Отец Юрия Назарова был работником электростанции, но очень любил искусство, театр и обладал прекрасным голосом, так что, когда в Новосибирске возобновил работу Театр оперы и балета, сразу записался на прослушивание. Пробы были удачными, и его приняли в труппу солистом. Для сыновей это стало настоящим событием: «Я и мой младший брат Борис очень гордились тем, что у нас такой папа, и мы важничали перед своими друзьями. Вообще, не каждый вспоминает счастливые моменты детства. А мы ведь даже тогда, со всеми этими трудностями, были счастливы по-своему».
Когда Юрию Назарову было 12, семья потерял отца. Новые испытания. Мама поднимала сыновей уже в одиночку. Было трудно: «Мама замуж больше не вышла. Это очень важно, наверное, для пацанов, а ведь мама была совсем молодой. После войны страна еще отстраивалась, голодно, сколько было погибших потерявших кров и изувеченных. На каждом шагу юношества я ощущал следы прошедшей войны». Но хорошее образование, развитие талантов в семье было превыше всего. Юрий Назаров посещал школу для мальчиков (в те времена школы были раздельными), а также музыкальную школу – стремление к искусству у мальчика была от отца: «Я уже тогда знал, кем хочу стать, о каком будущем мечтал. Да все просто! Я решил поступать в театральный вуз, потому что видел себя только на сцене».
После окончания школы в 1954 году Юрий Назаров отправился в столицу, и с первой попытки стал студентом Щукинского училища. Но учеба продлилась всего один семестр. «Вообще, как Максим Горький и Лев Толстой, например: они ведь сначала жизнь прошли, а потом писать начали. В актерстве тоже нужно, я считаю, иметь жизненный опыт. Не то, что выскочил на сцену, понимаешь, чтобы показать: вот, мол, какой я есть! Так что, после полугода учебы я понял, что мне чего-то не хватает, и я решил уйти. – рассказывает Юрий Владимирович. – Преподаватели уговаривали, правда, этого не делать, ведь меня взяли в вуз, и общежитие дали, и стипендию платили, казалось бы, учись, иди к своей мечте. Но я чувствовал, что что-то не так… А в то время в стране началась всеобщая программа по подъему целинных земель, и каждый гражданин знал, что свою страну люди должны отстроить сами. Вот я и решил оставить вуз и ехать вместе со всеми в Казахстан. Так что, отчитавшись за семестр, уехал в Новосибирск к маме, чтобы сказать, что поеду поднимать целину. Мама тогда меня упросила ехать к брату троюродному: так хоть спокойней будет, что сын не один где-то. Ну, я собрался и поехал».
Брат строил мосты, и Юрий Назаров вступил в его бригаду. Рыл котлованы, лил бетон, работал, одним словом, на износ. Тогда же Юрий Назаров даже подумывал посвятить свою жизнь сельскому хозяйству и даже отнес документы в приемную комиссию сельскохозяйственного института. Но экзамены он провалил. Потом попытался стать курсантом Одесского мореходного училища, но и тут его ждала неудача. После всех этих приключений, Юрий Назаров решил восстановиться в театральном институте.
«Я вернулся к своей юной мечте и меня приняли обратно, – рассказывает Юрий Владимирович. – Вообще, я с юности в себе формировал дисциплину, и это мне очень помогло в будущем. Я очень старался, ведь мне нужно было себе доказать, что я на что-то способен».
И доказал: способный студент стал самым активным участником художественной самодеятельности вуза, и конечно же, он не мог остаться без работы: буквально сразу после выпуска, в 1960-м, Юрия Назарова пригласили в «Ленком». Но и здесь пришлось побороться с самим собой за право носить звание «артиста»: «Ленкому» я отдал три года своей творческой биографии, но за это время никакого успеха в карьере я не имел, - признается Юрий Владимирович. – Когда в театре объявили о необходимости сократить штат актеров, и в числе первых кандидатов «на вылет» назвали мою фамилию, я был этому даже рад. Наверное, потому что сам понимал, что так дальше нельзя».
В 1963 году Юрий Владимирович пришел работать в Театр-студию киноактера, где его партнерами по сцене стали легендарные актрисы Людмила Зайцева и Валентина Теличкина. «Тогда моей лучшей работой в театре стала постановка «Ветер на дне», в которой я играл роль Луки, - вспоминает Юрий Владимирович. – Этот спектакль стал одним из лучших в театральной жизни столицы. Я, конечно, искал себя, как и многие, в нашем ремесле».
Но любители кино, тем более, не имеющие возможности посещать театры, знают Юрия Назарова прежде всего как киноактера.
Его дебют в кино состоялся в 1957-м. А всенародная слава пришла к Назарову после роли в картине «Андрей Рублев» Андрея Тарковского. Потом уже было «Зеркало» и другие работы в кино. «Ну, и фильм «Маленькая Вера»… Нет, не буду об этом, - отрезал Юрий Владимирович. – Скажу еще про одну из своих самых знаменитых ролей – сержанта Уханова в «Горячем снеге» по Бондареву. Такие солдаты – они ведь есть в каждой семье. Эта роль действительно получилась».
87-летний народный артист сыграл более 300 ролей. Но для жителей нашей республики, конечно, особняком стоит фильм «Земля Санникова». «Вы знаете, я всегда с теплом вспоминаю Кабардино-Балкарию, - улыбнулся Юрий Владимирович. – И не только природу, эти горы, куда мы сейчас свами поднимаемся, этот воздух, но и людей. Ведь мы тогда сталкивались с обычными простыми тружениками. Нас тогда принимали хорошо. А позже я еще бывал тут на съемках фильма «Вершины не спят». Работал тогда с местными актерами театра и кино, и это были талантливые ребята, понимали друг друга легко, ведь школа была хорошая, я помню, они были щукинцы».
Юрий Владимирович задумался, смотрел вдаль, что-то вспоминал… Чуть нахмурился, потом грустно улыбнулся: «Вообще, жизненный путь был разным. Было и трудно, и сложно. Все было, и безденежье, и не знал, куда податься. Ведь я в Москве бездомным был долго. У знакомых ребят ночевал в общежитии. Где я только не мотался! А первое собственное жилье появилось недалеко от станции метро «Профсоюзная». Ну и работал я там. В труппе Московского театра киноактера – ныне это Центр театра и кино под руководством Никиты Михалкова, который располагается на улице Пилюгина».
Юрий Владимирович проводит вечера о Тарковском. Опыт работы с Андреем Тарковским – настоящее счастье для актера. «Я его по масштабам личности сравниваю с другим гением – Толстым, - признается Юрий Владимирович. – Лев Толстой в русской литературе – это Андрей Тарковский в русском кинематографе. Хотя свободно и от души он снял, по-моему, единственную картину – «Андрей Рублев». Низкий поклон ему за то, что он боролся за свою правду в кино». Не менее восторженно Юрий Владимирович вспоминает о Василии Шукшине: «Они оба снимали настоящее кино про настоящих людей! Вообще, творчество Василия Макаровича Шукшина мне очень близко. Все родненькое. Ведь я тоже сибиряк. Шукшин классик на века. Он показывает верность честность, характер, корни наши народу».
Для многих актеров старшего поколения в какой-то момент настали непростые времена, но Юрия Владимировича не оставила творческая удача: он сам признает, что сегодня он один из востребованных актеров в своей возрастной категории. «Знаете, я очень дисциплинированный и преданный своей профессий актер». И профессия отвечает ему взаимностью. В лице любящих и, уверены, любимых зрителей.
Подготовила Алена Докшокова.