7 августа, 2024 - 12:47
Он очень любит свой родной Пятигорск, Кавминводы вообще и весь Кавказ, считая, что, возможно, это самое красивое место на земле. Еще он любит рассветы и говорит, что если увидеть красивый рассвет, то день обязательно будет хорошим. Фотография для него – хобби, хоть он и имеет несколько престижных наград в фотоконкурсах, в том числе международных. Его фотоработы используют как заставки на экран телефона, как фотопринты, с них художники рисуют картины. Это он автор знаменитой фотографии «Рассвет на плато Бермамыт», известной не только в России, но и за ее пределами, да и многих других фотографий природы Кавказа. Конечно, я понимаю, что восприятие искусства, в том числе и фотоискусства – сугубо индивидуально и спорить о нем бессмысленно, вот я и не спорю, просто считаю, что никто не снимает природу Кавказа лучше него – фотографа из Пятигорска Артема Мелетова. И вы не спорьте, просто смотрите их и восхищайтесь.
Каждый раз, когда я вот так восхищенно с кем-нибудь делюсь его фотографиями-пейзажами, со мной соглашаются все. И почти все – с оговоркой: «Ну, конечно, будь у меня такая техника, я бы тоже мог так снять!» И почти никто не верит в то, что Артем все снимает на мобильный телефон. Да-да, он – мобилограф. Честно говоря, до знакомства с ним, я вообще не знала этого термина, а он, оказывается, существует уже больше двадцати лет. Мобилография – это вид фотоискусства, использующий для съёмки электронные приборы с цифровой камерой, изначально не предназначенные для профессионального фотографирования. Проще говоря, мобилограф – фотограф, снимающий на мобильный телефон, потому как другие «электронные приборы с цифровой камерой» вообще мало кто использует для того, чтобы снимать. Это, оказывается, довольно-таки популярный вид искусства – его представители организуют свои выставки, для них существуют специальные номинации в престижных фотоконкурсах. На счету Артема успешное участие в нескольких, самые известные - NatGeoTravelRu, National Geografic Russia, 35AWARDS.
- Артем, и тем не менее фотография – хобби?
- Да, это то, что я делаю в свободное от работы время. Профессия у меня другая. У меня диплом экономиста, работаю в торговле. И хобби это появилось у меня лет 8 назад, не могу сказать, что случайно – мне нравилось снимать на телефон и я хотел уметь это делать хорошо – нормальное, по-моему, желание.
- Но почему именно на мобильный телефон? Восемь лет назад это было не очень популярное увлечение.
- Профессиональных фотографов, снимающих на профессиональную же аппаратуру много – и тогда было, и сейчас, и известных среди них много – с регалиями, званиями, выставками и премиями. А вот мобилографов и тогда было мало, и сейчас не многие хорошо знают тонкости этого дела. Есть еще одна очень простая причина – мне нравится путешествовать налегке. Не тащить с собой в горы тяжелую аппаратуру – все эти объективы, штативы – положил «мобильник» в карман и пошел.
- Сами учились всем этим техникам и тонкостям?
- До какого-то времени я был просто пользователем, который сам пытается во всем разобраться, но потом понял, что знания лишними не будут, прошел несколько обучающих курсов по мобилографии – настройкам, обработке и прочему. Что-то новое узнал, да, но, если честно, не особо много. Во многом сам разбирался, все больше погружаясь в это дело. Появилась своя аудитория в мессенджерах, где я выкладывал свои работы. Она расширялась и постоянно меня мотивировала. Мне нравится, что люди ждут мои новые работы, не скрою, нравится, когда их хвалят, даже когда не верят, что это снято на телефон, вот это, знаете: «На телефон?! Не может быть!» Нравится соперничество с другими фотографами, в том числе профессиональными. В общем, для меня мобилография – увлекательное, приятное и интересное дело.
- Как проходит съемка? Вы специально для нее выезжаете на какие-то локации или есть и случайные кадры?
- Одно другого не исключает. Бывают и спонтанные кадры, сделанные случайно, бывают и съемочные дни, когда я тщательно выбираю локацию и время. Правильно подобранное время съемки очень важно для мобилографии. Хорошая профессиональная техника, может и сама «разобраться со светом», а телефон – нет, ему помочь надо. Поэтому я в основном выбираю либо рассвет, либо закат, потому что там мягкий свет, очень хороший для съемки. Либо какие-то яркие времена года, ну, осень, например, с ее резкими контрастами цветов. Я могу на одной локации и десять, и двадцать раз появляться, чтобы сделать один удачный снимок, тот самый «главный кадр». Я раз сорок, например, на Голубых озерах в Черекском ущелье был, а снимков оттуда – таких, которые я могу показать – у меня не так уж много. И все – разные! Потому что можно десять раз в одно и то же время в одно и то же место прийти на съемку и сделать совершенно разные фотографии. И это особенность именно мобилографии, потому что снимок, сделанный на профессиональную аппаратуру всегда можно доработать до идеального, а сделанный на телефон – нет. Тут из плохого снимка не сделаешь хороший.
- Вы же не будете говорить, что совсем не пользуетесь фоторедакторами?
- Не буду. Но далеко не всегда, и если пользуюсь, то самым простым бесплатным приложением и мне его хватает. И если обрабатываю фотографии, то в одном стиле. Это и есть мой собственный стиль, и мне приятно, что он – узнаваем. Немало моих подписчиков в мессенджерах узнают мои фотографии, что называется, с одного взгляда.
- Прочему темой для ваших работ вы выбрали пейзажи? Портреты, к примеру, выгоднее же – можно на фотосессиях подрабатывать, на свадьбах и так монетизировать свое хобби.
- Все очень просто: я люблю природу, поэтому и снимаю ее. Конечно, у меня бывают предложения – сделать фотосессию, на свадьбе поснимать – да-да, меня не раз приглашали работать на свадьбе именно как мобилографа. Я даже иногда соглашаюсь и всегда стараюсь хорошо сделать свое дело. Но, если честно, это не мое, я для себя давно выбрал жанр, и я хочу делать то, что мне нравится и то, что у меня хорошо получается.
- У вас есть локации, которые вы особенно любите и где вам больше всего нравится снимать?
- Я люблю озера. Все, которые есть у нас на Кавказе – в любое время года и суток. Люблю отражения в них. Всегда готов возвращаться к ним снова и снова – любоваться и снимать. Нравится снимать цветение – к диким пионам и лотосам у меня особое отношение, да в принципе я люблю все цветы. Предпочитаю труднодоступные локации, не «затертые» инстадивами – я за природу, а не за «себя в природе».
- А любимые свои фотографии есть?
- Я привередливый в своих фотографиях, мне не многие нравятся. Иногда бывает за весь нелегкий съемочный день – по горам, к примеру, в любую погоду - ни одной нет, которая бы мне нравилась. Я свои любимые могу по пальцам пересчитать. Понимаете, чтобы фотография была действительно хорошей, надо, чтобы в ней все сошлось – место, время, свет, сюжет, а это непросто.
- И даже знаменитой «Рассвет на плато Бермамыт» нет среди ваших любимых?
- Ну тут, да – все сошлось, согласен. А ведь история ее случайна. На плато я для съемок приехал, но эту фотографию сделал случайно: проходил мимо, увидел, как молодые люди друг друга на этом выступе фотографируют. Как раз парень девушку фотографировал, и я попросил разрешения тоже сделать снимок, только с другого ракурса. Обещал потом скинуть это фото. А когда скинул, они не поверили: «Это вы точно снимали на телефон?!»
- Со своими подписчиками в своем телеграм-канале вы поделились своими планами, расскажите и нашим читателям о них.
- Да, с подписчиками я первыми поделился и даже советовался, что будет более востребовано у них. Есть идеи сделать авторский фототур, фотокнигу с лучшими своими работами, набор открыток с описанием всех мест, календарь, фотопринт для оформления в рамку и курс по мобильной съемке и обработке фото. Хотелось бы сделать не что-то одно из этого, а все, очень надеюсь, что у меня это получится.
Г. Урусова
-