14 августа, 2024 - 11:20
Одиннадцатиклассник лицея для одаренных детей ДАТ «Солнечный город» Эльдар Карпов стал участником фестиваля проектов научно-технологической образовательной программы «Большие вызовы», которая недавно завершилась в центре «Сириус». Его работу отметила компания «Национальные приоритеты», собирающая истории и лучшие практики российских школьников, представляющих свои изобретения на научных конференциях, тематических выставках и образовательных форумах.
«Большие вызовы» – это всероссийский конкурс научно-технологических проектов для старшеклассников и студентов, которые занимаются научной или исследовательской деятельностью. В этом году он собрал в «Сириусе» более 400 учеников и их наставников из всех регионов России.
Образовательный центр «Сириус», напомним, создан с целью раннего выявления, развития и дальнейшей профессиональной поддержки одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественно-научных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве. Ежемесячно в «Сириус» приезжают до 800 детей 10-17 лет из различных регионов России. Обучение проводят ведущие педагоги спортивных, физико-математических, химико-биологических школ, а также выдающиеся деятели российской науки, культуры и искусства. Образовательные программы рассчитаны на 24 дня и включают в себя как занятия по специальности, так и развивающий досуг, а в течение учебного года – общеобразовательные занятия. Образовательные программы реализуются по трем направлениям: «Наука» (математика, физика, химия, биология); «Спорт» (фигурное катание, хоккей, шахматы); «Искусство» (академическая музыка (фортепиано, струнные, духовые, ударные инструменты), хореография (балет, классический танец), живопись, литературное творчество).
Попасть в «Сириус» непросто, поэтому мой первый вопрос Эльдару именно об этом – как надо себя проявить и что сделать, чтобы стать участником одной из образовательных программ «Сириуса»?
- Если очень коротко: подготовил проект, подал заявку и прошел отбор.
- Ну, нет, давай подробнее, а то кажется, что это совсем просто.
- О конкурсе и об этой программе я узнал от своего учителя химии Валентины Батиевны Куашевой. Она про все конкурсы знает, всегда «в теме» и предлагает своим ученикам принять участие в них. И сама становится научным руководителем проекта, она ведь не просто педагог, она еще ученый – кандидат химических наук. Вот и мне тоже предложила. Я в химико-биологическом классе учусь, с этими науками и профессию свою собираюсь связать…
- Дай угадаю. В медицинский поступать будешь?
- Точно! Я до этого года не знал, что исследовательская работа – это так интересно, сейчас очень жалею, что раньше ею не занимался! Последний учебный год буду наверстывать. Пока не знаю, как буду совмещать подготовку к ЕГЭ с научно-исследовательской работой, но постараюсь как-нибудь совместить. Я раньше в подобных конкурсах не участвовал, только в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Для нее готовил проект о замене пластиковых материалов на материалы природного происхождения. Меня тогда еще заинтересовала исследовательская работа, поэтому, когда Валентина Батиевна предложила работу над новым проектом, я сразу согласился.
В конкурсе для участия в «Больших вызовах» можно было выбрать разные направления для исследовательского проекта, их было больше десяти. Мы с Валентиной Батиевной выбрали направление «нанотехнологии». Мы даже два проекта делали, и над одним еще я работал в команде, уже попав в «Сириус».
Защита проекта проходила заочно – я отправлял экспертам сам проект и аннотацию к нему, в которой изложено основное – что, как, для чего и так далее. На региональном этапе мой проект стал лучшим, а я – победителем конкурсного этапа.
Назывался проект «Использование углеродных нанотрубок в качестве темпплата». Темплат – это такой научный термин, означает шаблон, матрицу. Реализовать разработки, исследуемые в проекте, можно в электроэнергетике в качестве катализаторов, которые ускоряют химические реакции. Можно в промышленности, в производстве солнечных панелей.
Если честно, тему я не сам выбрал, мне ее Валентина Батиевна предложила, но я с огромным энтузиазмом взялся за работу над проектом. Еще полгода назад, когда готовил проект для олимпиады, я так в это втянулся! Это оказалось так увлекательно! Вот ты отходишь от рамок школьной программы и занимаешься серьезной исследовательской работой, с головой погружаясь в какой-то инновационный проект, который может пригодиться в какой-то отрасли промышленности, к примеру. А может, даже станет крутым открытием! Или двигателем прогресса. Это так вдохновляет и подстегивает! Я работал в свое удовольствие и за это еще получил приглашение в «Сириус»!
- …чтобы еще несколько дней работать над новым проектом! В свои законные летние каникулы!
- Двадцать дней! Первые несколько дней для нас проводили интерактивные лекции по материаловедению и термической обработке стали – сжатый, но интенсивный материал второго-третьего курса профильного вуза. А дальше мы с командой работали над проектом. Команда – пять человек, это ребята – мои сверстники из разных регионов. Тему проекта нам предлагали компании-партнеры образовательной программы, подавшие заявки на «Большие вызовы».
Наш проект курировали эксперты Выксунского металлургического завода, где сейчас идут работы по совершенствованию свойств стали для трубной продукции, а партнерами проекта выступили Технологический институт сверхтвердых и новых углеродных материалов и компания «Остек».
Мы экспериментировали с термообработкой стали, чтобы предложить варианты, как улучшить качество продукции. Изучали, как можно воздействовать на материалы и менять их свойства: прочность, твердость, пластичность и так далее. В процессе работы получали новые образцы, проверяли их свойства, оценивали по разным критериям, проводили анализ. Приходилось работать на довольно сложном оборудовании – мы использовали микротвердометр, профилометр, оптический и сканирующий зондовый микроскоп. Меня очень впечатлила работа на растровом электронном микроскопе – ну очень интересно! Я ведь из лицея «Солнечного города», у нас очень хорошее оборудование в лабораториях, мастерских, в разных отделах нашей академии, но в «Сириусе», конечно, лучше.
Еще знаете, что мотивировало на исследовательские работы, кроме того, что сам процесс нам был интересен? То, что в случае успешного проведения эксперимента наработки, сделанные нами, могут быть использованы заводом для дальнейших исследований. Они могут быть внедрены в производство! То есть мы не зря работали над проектом, а с реальной пользой для нашей промышленности. Компания доверила нам очень ответственную работу – им надо было улучшить свойства новой марки стали, которую они разработали в своей лаборатории. И мы придумали и разработали свою методику улучшения свойств, проверили ее, проанализировали. Потом они перепроверяли ее и получили отличные показатели. Нас очень хвалили, говорили, что все сделано прекрасно, все соответствует ГОСТу, и уже в следующем году нашу методику запустят в реализацию в трубопрокатном цехе.
- Как вообще в «Сириусе» проходит день?
- Очень интересно, после завтрака мы шли работать над проектом и с небольшими перерывами весь день – 7-9 часов – работали над проектом.
- Подожди, а общение со сверстниками, а море, в конце концов?! Поехать в Сочи, чтобы весь световой день заниматься наукой?
- Так это же было лучшее времяпрепровождение! Причем, не думайте, что это только мое мнение, все ребята нашей команды тоже так считали. Вы не забывайте, какие школьники приехали в «Сириус» – они же все мотивированы на учебу, на научно-исследовательскую деятельность, они все хотят знаний, и мы все над проектом работали с удовольствием, если бы можно было дольше над ним работать, мы бы только рады были. Вот смотрите: на конкурс было прислано 22 тысячи заявок со всей страны. И из 22 тысяч умных, интересных и мотивированных на получение знаний детей отобрали всего 416. И каждый из них знал, для чего он едет в «Сириус», что он хочет там получить. И это было точно не «отдыхать, загорать, купаться в море». У нас у всех была мотивация – пополнить портфолио новым проектом, вложиться в будущую профессию, проверить свои силы, а главное – получить знания!
- И что, ты даже ни одного-единственного разочка в море не искупался?
- Ну почему же! Два раза я был на море, больше некогда было. Для нас организаторами была и досуговая программа разработана. С 8:30 утра до 18:30 вечера мы работали над проектом, а потом у нас начинались так называемые вечерние активности – каждый выбирал себе дело по душе. Я выбрал спорт, тренировался в зале по вечерам. Кроме того, был на ледовом шоу, на футбольном матче, на концерте. «Сириус» вообще направлен не только на развитие способностей и талантов, там много интерактивных и развлекательных мероприятий в каждую смену. И экскурсии у нас были по выходным – мы ездили в Сочи-парк, на форелевую ферму, на завод и плантации самого северного чая страны – в Мацесту. Все было очень интересно, мне понравилось.
А море… Если честно, мне больше нравилось смотреть на него, чем плавать там. У нас на территории и бассейны были, там тоже можно было поплавать. Понимаете, там, в «Сириусе», столько впечатлений, столько интересного, нужного, полезного, что о пляжном отдыхе не думается вообще. У нас были не только беседы с представителями компаний-партнеров, не только лекции лучших вузовских педагогов, у нас было еще немало интересных встреч. Какие особенно запомнились? С лектором Анной Романовской – она рассказывала об изменении климата и о мерах борьбы с ними в России, с доктором химических наук Вячеславом Деминым – у него была очень интересная лекция «Мозг как компьютер или компьютер как мозг – чему можно научиться у природы?», с Владимиром Кукушкиным, академиком РАН СПбГУ, вице-президентом Российского химического общества им. Д.И. Менделеева.
- Тебе как будущему врачу неужели была интересна эта «промышленная» химия – металлургия, материаловедение?
- Конечно! Мне все в «Сириусе» было интересно! Пусть сейчас будет металлургия, но завтра, возможно, я возьмусь за проект, связанный с нанотехнологиями в медицине. У меня еще год учебы впереди, я теперь обязательно буду заниматься исследовательской работой. И в олимпиадах участвовать. Как же я жалею, что не начал работать над научно-исследовательскими проектами года на два-три раньше! Надо срочно наверстывать упущенное!