15 сентября, 2024 - 09:18
На вопросы рубрики отвечает филолог, преподаватель, призер регионального этапа конкурса «Учитель года-2024» Альберт Карцаев.
ЧТО СМОТРИТЕ?
Однозначные лидеры моих зрительских предпочтений – сериалы, преимущественно детективные. Однозначные аутсайдеры – блокбастеры, которые, в принципе, не смотрю вообще. Если же говорить о жанрах, то это вышеупомянутые детективные сериалы, главным образом, британского производства, недлинные фэнтези и документальные ленты. Но и в документалистике есть любимое направление – историческое, повествующее как о каких-либо событиях и явлениях, так и об отдельно взятых личностях. И, конечно, как, наверное, и все, смотрю видеоконтент различных соцсетей.
ЧТО СЛУШАЕТЕ?
На популярных площадках я не только и не столько смотрю, сколько слушаю научно-популярные лекции, причем самого разнообразного толка: по медицине, психологии, пониманию животных, строению космоса, океана, человеческого организма – о чем угодно. Те же социальные сети подкидывают определенный аудиоконтент, слушать его я предпочитаю в наушниках в дороге, на которую ежедневно уходит пара часов.
Если же говорить о музыке, то я предпочитаю классику: либо в классическом, прошу прощения за тавтологию, исполнении, либо в современной обработке. А вот давайте просто открою свой плейлист, по которому прямо сейчас и пройдемся.
Вот, Чайковский «Танец Феи Драже». Дальше несколько произведений Моцарта, Григ «В пещере горного короля», «Libertango» Астора Пьяццоллы – наверное, самое «молодое» произведение в этом списке. И, конечно, Иоганн Себастьян Бах.
Вообще обожаю Баха в современной обработке, без современной, в традиционном исполнении, в разнообразных аранжировках. Бах всегда вызывает у меня подъем энергии. А его великую «Токкату и фуга ре минор для органа» я очень часто использовал за шестнадцать лет журналистской работы на телевидении при создании передач, потому что она с разных точек передает разные настроения.
Да, и кроме классики, я обожаю фолк. Любой. Любого народа, любой страны, так как считаю, что народная музыка – это эталон того, что вообще может быть в музыке. В принципе, народ всегда дает начало любому искусству: будь то музыка, литература, архитектура, хореография. Мне кажется, все, что дает успех в восприятии конечного потребителя, это все берет свое начало в народной мудрости.
И все же, если выбирать между аудиокнигой и музыкой, я, наверное, выберу все-таки аудиокнигу. Потому что я больше филолог, чем ценитель музыки, и я не тот человек, который умеет отдыхать под музыку, и не ищу для себя какого-то увеселения, но нахожусь в активном поиске интересной информации.
ЧТО ЧИТАЕТЕ?
Хоть я и предпочитаю классику, в которой много чего не читал, и, в отличие от многих моих коллег-филологов – профессиональных чтецов – я себя называю профессиональным читателем, не боящемся читать нечто новое. Но только такое, в котором смогу совершать для себя новое открытие, каким в свое время для меня стал наш Владимир Мокаев. Кстати, недавно хотел его перечитать, но, не найдя в своей библиотеке, решил купить снова его сборник и… не смог найти. Даже в издательство обратился, где мне сказали, что все экземпляры раскуплены, но переиздание не планируется. Странно как-то, я бы на их месте переиздал, да еще и с повышением цены.
В настоящее время я, в основном, читаю литературу для того, чтобы написать свой учебник по русскому языку для успешной подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Выписываю из книг интересные предложения для примеров – сейчас я занят синтаксисом – и, честно говоря, мне это очень сильно помогает разобраться в творчестве писателей.
Так как по образованию я лингвист, то мне всегда был важнее языковедческий аспект, нежели литературный. К примеру, никогда не любил описания природы и всегда старался пролистнуть как можно быстрее. А сейчас благодаря вот этой моей работе посмотрел на Пришвина, Паустовского, Куприна, на всех тех, кто описывает природу, немножко с другой стороны. И осознал, что, скорее всего, не смог бы так описывать. В этом, наверное, сыграла свою роль и профессиональная деформация, так как работа на телевидении предполагает максимум объективной конкретики и минимум субъективной описательности.
В заключение хочу добавить, что не считаю зазорным бросить книгу на полпути, так как для меня чтение книги – это общение с автором. Ведь когда нам не нравится какой-то человек, то мы прекращаем с ним все контакты. И вот с книгами у меня то же самое. Что, впрочем, не исключает возможности того, что я вернусь к ней через какое-то время, и не исключено, что она мне понравится.