25 сентября, 2024 - 12:02
Программа Недели, проведенной Всероссийской организацией родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов (ВОРДИ), включала целый ряд дистанционных лекций, мастер-классов, семинаров и других мероприятий, давших родителям детей с ОВЗ и инвалидностью ответы на различные вопросы в области развития, обучения, воспитания, профессионального самообразования.
Помимо онлайн-мероприятий в ряде регионов, в том числе и в Кабардино-Балкарии были проведены и очные мероприятия.
Так, 20 сентября в Центре культурного развития председатель РО ВОРДИ КБР Марина Бозиева встретилась с заинтересованными родителями детей с ОВЗ и инвалидностью. Говорили о самом актуальном – открытии ресурсного класса.
Новое для многих определение «ресурсный класс» подразумевает специальную образовательную модель, предполагающую инклюзивное образование и индивидуальное обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) или другими ментальными нарушениями. Это обеспечивает право на образование любому ребенку и позволяет организовать учебный процесс в наиболее благоприятной для него среде в соответствии с его особыми образовательными потребностями и возможностями, так как в ресурсном классе применяются разные формы обучения: индивидуальная (основная форма), групповая и обучение в естественных условиях.
От коррекционного класса ресурсный отличается тем, что ученика зачисляют в класс к сверстникам, не имеющих ограничений по здоровью. Таким образом, любой ребенок с ОВЗ, обучаясь в обычном классе, восполняет пробелы в обучении при помощи специалистов в соответствии со своим индивидуальным планом в пространстве ресурсного класса.
В нашей республике делаются пока еще только самые первые шаги по введению ресурсных классов, точнее, не по введению, а просто по изучению данной модели. И Марина Бозиева, прослушавшая курс и прошедшая стажировку у председателя Челябинской областной общественной организации помощи детям «Открытое сердце», победителя Всероссийской премии добрых дел «Сможем вместе победить» Елизаветы Кирилловой (ее программа «Пять шагов к ресурсному классу» пользуется популярностью у родителей детей-инвалидов из разных уголков России), подробно поделилась всем увиденным.
Открытие ресурсного класса, в самом начале встречи обозначила Марина Борисовна, не будет продуктивным без родительского энтузиазма. Для реализации проекта необходима колоссальная работа: недостаточно только сил системы образования, тут нужны заинтересованные родители, причем они должны быть настойчивыми, высокообразованными, ресурсными. И, конечно, от всех сторон требуется терпение и методичность.
«Летом в Челябинске был специально организован лагерь, - рассказала Бозиева, – для знакомства детей с педагогами и тьюторами (от англ. «tutor» - наставник, опекун, персонально сопровождающий учебную деятельность ребенка с ОВЗ). И бывали случаи, что не складывался контакт, когда экстренно приходилось менять детей и наставников, потому что не было взаимопонимания между каким-то ребенком и тьютором. И были тьюторы, которые, пообщавшись с детьми, говорили: «Нет, мы не сможем проделать эту работу» и уходили, и опять надо было искать других. И это правильно, так и должно быть. Это настолько правильно и полезно, что в результате в сентябре в школу уже приходила команда, в которой все друг друга знают…
Немаловажным в ресурсном классе является сопровождение специалистов. У каждого ребенка в этом классе должны быть две программы: обучающая и поведенческая. И должно быть тестирование на постоянной основе, чтобы можно было в случае необходимости корректировать программы. Иногда возникает вопрос, а для чего нужен учитель ресурсного класса, ведь детьми занимаются тьюторы. Но именно учитель ресурсного класса пишет программы для каждого ребенка, отслеживает отчеты тьюторов, смотрит, как усваивается программа, корректирует эти программы.
При ресурсном классе обязательно должна быть комната сенсорной разгрузки, чтобы тьютор, почувствовав, что ребенок уже перегружен и больше ничего не воспринимает, дал ему возможность подвигаться, отдохнуть, сбросить напряжение и с новыми силами опять вернуться к усвоению материала. Оснащение этой сенсорной комнаты формируют сами родители, знающие, что нужно ребенку, чтобы «спустить пар».
Благодаря таким классам школа перестанет быть наказанием для особенного ребенка и стрессом для его мамы.
Да, по ходу будет возникать много вопросов. Да, будут кризисы, будут сложности.
Но все надо решать совместно. Чтобы не было выгорания, мы – родители – на прохождении курса всегда старались придумывать для тьюторов какую-то отдушину: им устраивали дни красоты со спа-сеансами, проводили совместные походы.
Должна быть постоянная поддержка: вы сами знаете, как устаешь с нашими детьми. Работа с детьми с ОВЗ – это очень сложно, и ресурсный класс станет огромным подспорьем в этой работе.
Это суперинклюзивная модель, которая помогает ребенку социализироваться, а общественности – принять этого ребенка.
Плюс добавляется еще такой аспект как взаимодействие с детьми в общем классе, в котором они участвуют в совместных мероприятиях. Очень многие родители нормотипичных детей против того, чтобы с ними учились особенные дети. Но на самом деле это зря, потому что здоровые дети начинают заботиться о своих особенных одноклассниках, начинают больше ценить здоровье, понимать других и находить общий язык с ними»
С председателем ВОРДИ КБР была согласна и директор центра реабилитации инвалидов детства «Рассвет» Лилия Карданова, подтвердившая, что совместные занятия и общение нормотипичных и особенных детей дают прекрасный результат, и рассказавшая о новых программах своего центра.
Всероссийская неделя родительской компетентности – это еще и общение родителей и обмен своим опытом. Поэтому перед просмотром фильма о челябинских ресурсных классах Зули Джанкишиева, Татьяна Солодовникова и другие родители активно делились своим опытом и советами, рассказывали о своих сложностях и преодолениях.
А 21 сентября члены регионального отделения ВОРДИ и просто те, кто узнал о Неделе в из социальных сетей, отправились в Кабардино-Балкарский гуманитарно-технический колледж, где руководитель ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе СПО Сатаней Курашева ознакомила гостей с возможностями получения профобразования и профобучения для молодых людей с ОВЗ и инвалидностью в нашей республике.
Сатаней Беслановна подробно рассказала об учебных заведениях, куда могут поступить молодые люди (как с аттестатом, так и со свидетельством об обучении) с инвалидностью и ограничениями здоровья, а также о специальностях, которые они могут приобрести на бесплатной основе. А их оказалось немало: строительство, обслуживание и ремонт автомобилей, общественное питание, туризм и гостеприимство, сельское хозяйство, моделирование и конструирование одежды, юриспруденция, бухгалтерский учет, эксплуатация БПЛА, сфера IT и даже специальности, касающиеся пожарной безопасности.
Примечательно, что учебный процесс не прерывался и в период пандемии, и сейчас, если учащийся по тем или иным причинам не может очно посещать занятия. О чем на примере КБГТК рассказала Курашева: «На базе нашего колледжа функционирует большая площадка дистанционного обучения, где все наши студенты имеют личный кабинет. Туда полностью загружаются электронные библиотеки, с которыми мы имеем договор, электронные учебники, которые мы закупаем, а также оцифрованные учебники из нашей библиотеки, туда наши преподаватели выкладывают лекционные и практические материалы по своим дисциплинам, тестовые задания. То есть, когда ребенок заходит в свой личный кабинет, он полностью видит все свои дисциплины и в блоке каждой дисциплины все теоретические лекции. Платформа позволяет проходить тесты и получать за это оценку.
Когда дети находятся дома, то, чтобы не отставать от своей группы, они могут подключиться онлайн с телефона или с ноутбука и в режиме реального времени общаться как с преподавателем, так и со своими одногруппниками. Но, честно говоря, в большинстве своем все ребята с ОВЗ с большим удовольствием приходят на очные занятия и 90% своего времени находятся здесь с нами.
19 октября мы планируем в нашем колледже день открытых дверей, на который приглашаем всех желающих, и также сейчас уточняем время проведения ДОД у других колледжей, о чем, конечно, тоже сообщим».
Но обучением студентов (в целом по системе в колледжах республики сейчас обучаются 140 детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья) дело не ограничивается: «В рамках содействия занятости мы сами взаимодействуем с министерством труда и социального развития. Мы не только участвуем в их мероприятиях, но и на нашей базе проводятся ярмарки вакансий и ярмарки профессий. Приезжают к нам и сами работодатели, и вот уже два года мы сами являемся одной из дополнительных площадок проведения Всероссийской ярмарки трудоустройства. И на своей площадке – на сайте Центра опережающей профессиональной подготовки – в разделе трудоустройства мы выкладываем все свежие вакансии».