2 октября, 2024 - 12:23
Девятиклассник Даниэль Болиев и десятиклассник Якуб Аккизов получили Гран-при за работу над проектом «Метод ИК-зондирования со стратосферного спутника формата «CubeSat 1U» в зоне бассейна Эльбруса для контроля динамики вулканической активности по количеству и распределению точек выхода на поверхность горячих источников». Лауреатами конференции стали трое школьников. Шестиклассник Андемир Коков представлял на конференции свой проект автоматической станции со спускаемой мобильной платформой-планетоходом на колесном шасси с грунтозацепами для сбора и анализа проб из гейзеров подлёдных океанов спутника Европа. Он был отмечен в номинации «Космос. Проектирование и создание космических аппаратов».
Семиклассник Мухамед Пшихачев успешно защитил свой проект «Модель универсального накопителя потенциальной энергии с использованием силы тяжести для питания автономного светодиодного осветителя» в номинации «Умная энергетика и электротранспорт. Альтернативные источники возобновляемой энергии».
Ученик седьмого класса Айнур Тарчоков был отмечен за работу над проектом «Модель телескопа с пленочным рефлектором для изучения деталей рельефа экзопланет в заданном масштабе» в номинации «Материалы и вещества для использования в создании ракетно-космической техники».
Итоги конференции подвели в Колонном зале Дома Союзов. На площадке Госдумы встретились более 700 юных изобретателей и исследователей в возрасте от 6 до 19 лет из 80 регионов России с 450 проектами в девяти отраслевых номинациях.
- Знакомые все лица! – а как мне их еще приветствовать, когда я уже не первый год прихожу на встречу с ними в «Солнечный город» и в этой «золотой» команде, ежегодно привозящей победы и награды с разных всероссийских конференций, почти одни и те же люди? Ну, один-два человека меняются – по причине поступления в престижные технические вузы, а на их место приходят совсем юные. Как Андемир Коков, например – новенький и самый младший в команде.
- Тебе сколько? – спрашиваю.
- Двенадцать уже, – говорит он, явно акцентируя на это «уже».
- Сегодня исполнилось, - улыбается Эляна Науянис, педагог направления научно-исследовательской и конструкторской работы и много лет бессменный руководитель команд-делегаций, привозящих победы с разных научных конференций и конкурсов. – Андемир только год занимается у нас, а уже работает над серьезным проектом.
Серьезный проект – это проект автоматической станции. Юный исследователь объясняет ее необходимость так: «Открытие феномена подледных океанов на спутниках газовых гигантов послужило импульсом для практической космонавтики с использованием автоматических КА. Предполагаемый возраст 100-километрового подледного океана на спутнике Европа сравним с возрастом солнечной системы, что позволяет ставить вопрос о существовании уникальных форм жизни, не использующих фотосинтез. Для окончательного решения главного вопроса необходима высадка подледного зонда. Слабым местом такого и подобных проектов, является невозможность передачи данных с помощью электромагнитных волн через лед, а также проблема возвращения самого зонда с пробами для анализа.
В моем проекте предлагается альтернативный, гораздо менее затратный и технически более реализуемый подход, базирующийся на действующих отечественных разработках аппаратов серии «Луна». Суть подхода в исключении подледной фазы исследования и использовании гейзеров приливного происхождения, периодически доставляющих на поверхность планетоида массы воды с любых глубин – в соответствии с высотой гейзера».
Проект Даниэля и Якуба, получивший Гран-при, не менее серьезный и более реалистичный – в том смысле, что реализовать его можно в ближайшие годы. Мы уже писали о нем летом этого года («СМ» №29), когда в наукограде Черноголовка состоялась всероссийская научно-исследовательская программа для школьников и студентов «Стратосферный спутник», предполагающая привлечение учащихся к деятельности высокотехнологичных отраслей и передовым исследованиям в области космонавтики. Одним из финалистов программы тогда стала команда «СтратоСТАРТ» научно-исследовательского и конструкторского направления «Солнечного города». Они успешно запустили свой спутник для контроля динамики вулканической активности в районе Эльбруса.
- Для ребят это был первый опыт запуска спутника в стратосферу, - рассказала Эляна Зигмасовна. – И это было нелегко, ведь перед полетом надо предусмотреть огромное количество факторов! Очень часто спутники неопытных команд выходят из строя на первых минутах полета, а наш показал отличные результаты, выполнил основную задачу полета практически в полной мере. На прошедшей конференции проект Даниэля и Якуба был принят с огромным интересом – про него расспрашивали, его обсуждали, руководитель Роспатента Юрий Зубов, выступавший, как эксперт, даже удивился: «Вы еще его не запатентовали? Завершайте работу и оформляйте патент!»
Закончив обсуждать полезные, но, к сожалению, малопонятные для меня проекты, мы перешли к разговорам более интересным – о том, что больше всего понравилось и запомнилось в этой поездке.
- Мне – то, что мы смогли увидеться с нашими выпускниками – второкурсниками ведущих вузов страны, - поделилась Эляна Зигмасовна. –Узнав, что мы приехали в Москву, к нам на площадку пришли Тамерлан Нагоев – студент МАИ, многократный победитель и этой, и других научно-исследовательских конференций, и Рашид Хочуев – студент МЭИ. Приятно было услышать, что они с первого курса занимаются научно-исследовательской работой, и очень успешно занимаются, надо отметить.
- Я попробовал себя в качестве пилота-истребителя! – Мухамед Пшихачев (на снимке) рассказывает об этом с восторгом. – Это, конечно, был симулятор, но все равно ощущения просто супер! Это мне точно запомнится!
- Центр «Космонавтика и авиация» на ВДНХ! – Даниэль, кажется, высказывает общее мнение, потому что, когда я говорю: «Вы же там уже три раза были!», все дружно убеждают меня в том, что «там и сто раз есть, что посмотреть».
- А какие проекты других ребят запомнились? – спрашиваю.
- Автобус для кошек и йогуртница! – хохочут они.
- А чем они хуже ваших спутников, космических станций и модулей? – обижаюсь я за неизвестных мне юных исследователей.
- Вы не подумайте, что мы подобные проекты высмеиваем, - спешит объясниться Даниэль. – Обычно такое делают те ребята, которые только начинают свою научно-исследовательскую и проектную работу, потом они к более серьезным вещам перейдут. По себе знаю. У меня, например, когда я только начинал работать над научными проектами, знаете какой был? Про то, как понять язык дельфинов и научиться с ними разговаривать.
Я, кстати, потом, дома уже разбиралась с описанием проекта, получившего Гран-при. И поняла, что создание этого спутника – дело действительно реальное и полезное – для всех нас, живущих рядом с горами Приэльбрусья, для туристов и отдыхающих там. Надо бы мальчишкам поторапливаться с завершением проекта, все-таки мы рядом с вулканом живем, хоть и спящим. Впрочем, это не единственное, о чем я думала после встречи с ними. Мне теперь ужасно любопытно, зачем кошкам автобус и как научиться разговаривать с дельфинами…