25 октября, 2024 - 08:56
Мы договорились, что разговор пойдет о федеральном телешоу «Классная тема!», конкурсный отбор на которое он выиграл два года назад. Потому что решили, что это, пожалуй, единственное, про что мы с ним еще подробно не говорили и не делали интервью, – на все остальные темы про школу, про образование и про другие конкурсы, в большинстве из которых он неизменно побеждал, у нас с ним давно обговорено, написано и опубликовано. А про телешоу ведь не менее интересно – как оно проходило, что там за «кухня» рабочая, и вообще «есть ли жизнь после славы». Именно сейчас, спустя два года, мне кажется, можно на все это смотреть со стороны, анализировать и делать выводы.
Как собеседник он, конечно, мечта журналиста – многословен по делу, артистичен и с чувством юмора – я не могла не улыбаться, когда он предупреждал периодически: «А сейчас я буду хвастаться!» Правда, я еле успевала вставлять в его монолог вопросы, но успевала же!
- Почти одновременно с конкурсом «Классная тема!» проходил и конкурс «Учитель года», в котором вы победили в муниципальном и региональном этапах и стали лауреатом во всероссийском…
- …и обладателем «Малого пеликана» – это приз ученического жюри, и был отмечен в номинациях «За формирование научного мировоззрения» и «Фазовый переход. За службу физике». При том, что из «пятнашки» лучших в пятерку я не вышел, я стал обладателем самого большого количества наград, причем, не только этого года.
- Это только подтверждает то, что к конкурсу вы готовились долго и тщательно, почему вдруг решили параллельно с ним участвовать еще в одном – федеральном и не менее сложном?
- Мне предложил участвовать в этом конкурсе мой друг Амир Кулов – руководитель «Амикса», сказал: ты, мол, просто посмотри условия, тут же для тебя – ты артистичный, яркий, у тебя все получится. Я посмотрел, мне и правда показалось это интересным – почему бы и нет? Я тогда уже выбрал для себя приоритетное конкурсное направление – всероссийский конкурс «Учитель года» и активно к нему готовился, но все-таки послал заявку на «Классную тему!» Почему? Ну, во-первых, потому, что вспомнил своего научного руководителя в университете Виктора Адыгеевича Созаева, который говорил мне: «Всегда участвуй во всех конкурсах, не победишь, так опыта наберешься и себя проверишь! Какой бы ты умный и яркий ни был, если будешь на диване лежать, никто тебе побед и наград на подносе не принесет!» Это именно он во мне укрепил дух соревновательности, конкуренции. А еще, соглашаясь на участие в этом конкурсе, я думал про своих учеников: вот мы, учителя, очень часто ругаем их за безынициативность, отсутствие мотивации к саморазвитию, а может, лучше собственным примером им показывать, как надо? К слову, подготовка и участие сразу в двух федеральных конкурсах меня не сильно напрягали, они шли параллельно, не пересекаясь. Хотя, конечно, нагрузка была немаленькая, да и в разъездах – в дороге между Москвой и Нальчиком – много времени пришлось провести.
Но давайте с другого начнем – с того, что еще задолго до появления «Классной темы!» у меня была идея сделать на местном телевидении – на федеральное я, конечно, не замахивался – цикл образовательно-познавательно-научных программ. На любую аудиторию – школьники среднего звена, старшеклассники, студенты, вообще любой зритель. У меня даже в голове уже были какие-то базовые сценарии, задумки. На что это могло быть похоже? Например, на цикл передач «Галилео», фильмы ВВС про науку. Не копировать, да и ресурса такого на местном телевидении нет, чтобы копировать, – а сделать свое. Образовательно-познавательную передачу или интеллектуальные игры для молодежи по типу «Что? Где? Когда?». Когда-то, давно, если помните, была такая интеллектуальная передача на кабардинском языке «Акъыл жан». Почему нет сейчас ее и подобных ей? Меня это удивляет, если честно, ведь это такое поле для деятельности! Это интересно, это полезно, и если правильно сделать, то и зрелищно – аудитория будет!
- Вернемся к «Классной теме!» Сколько было отборочных туров в этом конкурсе и как вы их проходили?
- Там было несколько туров или уровней. Первый – заочный: ты подаешь документы, заявку, проходишь тестирование по предмету, который преподаешь. Дистанционные задания были в формате Единого государственного экзамена, не могу сказать, что они были легкими. Я принципиально не использовал никаких «подручных средств» для прохождения этих заданий, все должно быть честно – для меня самого в первую очередь!
Потом был период отбора – просмотр всех заданий, видео-визиток, сравнение кандидатов. Кроме профессиональных качеств, учитывались еще телегеничность, артистичность. В числе экспертов были лауреаты, призеры и победители конкурса «Учитель года».
Дошедших до полуфинала – нас было 35 человек – приглашают на съемки их первого клипа. С нами работала группа креативщиков, каждому конкурсанту подбирающая образ – до мелочей. Ищут твои сильные стороны, чтобы их подчеркнуть, слабые – чтобы скрыть, тебе подбирают одежду, обувь – полностью стиль. Потом тебе на выбор предлагают несколько сюжетов – например, три варианта твоего будущего клипа. Я выбрал раздел «механика», закон Бернулли, и даже сам написал сценарий для своего выступления в стихах. Показал организаторам, они говорят: о, это здорово, очень классно, но слишком много для клипа. Мне, как и другим конкурсантам, дали для работы над клипом консультанта по физике, потом с сюжетом работала редакторская группа, приходилось что-то доделывать, переделывать. Для меня это не сложно – я человек гибкий, умеющий перестраиваться. С нами вообще много людей работало – консультанты, редакторы, режиссеры, стилисты, психологи. У нас было все необходимое для съемок, масштаб этого проекта огромен. Как доказательство один случай расскажу. Еду я на съемку моего сюжета в павильон и вижу, что у этого здания нет одной стены – вот реально здание без одной стены, и в этот проем «заезжает» яхта. Думаю: «Какой-то сериал, наверное, снимают». Но потом понимаю, что в это время в павильоне снимаемся только мы и в моем сюжете есть немного слов про паруса, и эта яхта – для меня, моей съемки! Я потом еще несколько раз сталкивался с тем, что ресурсы у этой передачи просто безграничные: что бы нам ни понадобилось, это у нас было!
Мой эпизод мы сняли быстро, часов за 12. Да, это очень быстро, некоторые снимали свои клипы по нескольку дней.
Когда клипы сняты и выложены в Интернет, наступает время голосования. Очень хочу поблагодарить всех, кто за меня голосовал! Я не ожидал, что их будет столько. И причем, как мне потом сказали, у меня была самая обширная география голосовавших – что называется, от Калининграда до Владивостока.
О том, что прошел в финал, я узнал от мамы, которая мне позвонила в Тюмень, где я в это время был на конкурсе «Учитель года».
- Многие люди сейчас скептично относятся к интернет-голосованию, после нескольких скандалов с накрученными голосами.
- Да, есть такое. Как выяснилось позже, нам всем – полуфиналистам – звонили некие люди и предлагали за определенную сумму накрутку голосов. Мне было даже неинтересно, как они там собирались накручивать голоса, ведь процедура голосования была вроде защищенной – надо было не просто позвонить и отдать свой голос, а сначала зарегистрироваться, получить пароль и так далее.
От предложения по накрутке голосов отказались все 35 человек, я совершенно в этом уверен. Вообще, надо сказать, что команда у нас замечательная подобралась – у нас были очень теплые отношения, добрые и сердечные и мы искренне болели друг за друга и друг друга поддерживали.
И, наконец, финал – выступление перед аудиторией в павильоне. Этому предшествовала очень сложная и долгая подготовка. Редакторы мне говорят: «Аслан, мы тебе подобрали вот такой образ. Как тебе?» Я сказал, что меня устроит все, что предложат профессионалы. Была мысль задействовать все свои умения и возможности – национальные и бальные танцы, участие в КВН и «студенческих веснах». Сценический опыт у меня солидный, и он мне позволял не очень сильно волноваться перед выступлением. То есть, если я скажу, что вообще не переживал, то совру: мы все переживали, с нами даже психологи работали.
Решили, что я в своем выступлении буду петь, и стали вместе подбирать мне образ. Подстраховавшись, записали фонограмму и попросили репетировать, чтобы в нее попадать, причем видео этих репетиций могли попросить прислать в любое время суток. Однажды даже ночью позвонили, когда я в поезде ехал. «Давай, - говорят, – срочно запиши и пришли». И вот стою я в тамбуре в два часа ночи и пою в телефон… Надо было видеть, с каким, мягко говоря, любопытством смотрела на меня проходившая через тамбур проводница.
Могу сказать, что на финале я выложился полностью, вот на все сто процентов! Зал мне не хлопал, он реально аплодировал! И очень активно голосовал за меня. Позже выяснилось, что я взял 56 процентов всех голосов, остальные 44 между собой поделили другие шесть финалистов. Была какая-то эйфория от этой победы и гордость, конечно, – я победил честно, я к этому шел, к этому готовился, я сделал все, что мог, это моя победа, которую у меня никто не отнимет!
Но нам всем – конкурсантам и жюри – чтобы сохранить интригу, нельзя было никому говорить об итогах голосования до выхода передачи в эфир – а это два месяца, представляете?! Не знаю, как другие, но я смог.
- Итак, вы – победитель «Классной темы!». Что дальше? Какая она – жизнь после славы?
- Приз победителю – собственное авторское шоу на федеральном канале. Мне сказали: «Аслан, у тебя есть три дня, чтобы набросать драфт передач – предварительную версию».
И я сделал это за оговоренный срок – да, выкладывался по полной, ночами сидел, но сделал. У меня были свое видение этой передачи и свои определенные условия: она должна быть системной – раз в неделю, например, по 20 минут. Допустим, 10 выпусков. В каждом должна быть книга, открытие, ученый и день сегодняшний. Я не хотел плагиата, чтобы было похоже на «Галилео», например, хоть мне нравится эта передача, я хотел только свое. Не только как ведущий, но и как автор.
Десять эпизодов я предложил, все десять моих эпизодов были приняты. Обговорили определенные нюансы, начали снимать. Мы снимали в рекордно короткие сроки – в день по три выпуска! Это редкость, когда так быстро и слаженно идет процесс – все снималось с двух дублей, хотя коррективы – пусть и незначительные – вносились и в процессе работы. И при таких сжатых строках мы делали именно высококачественный продукт, а не «быстрее бы снять, смонтировать и выдать». Мы все были в этом заинтересованы, и в первую очередь я. С реквизитом опять же проблем не было – мне привозили все, что надо было – будь то старый телеграфный аппарат или робот нового поколения.
Канал трансляции и время не я выбирал – готовая передача выходила утром по субботам на канале «Культура». Согласен, не лучшее время, тем более это было лето, отпуска, каникулы, кто же в субботу рано утром встанет смотреть телевизор? И тем не менее, к примеру, у первого выпуска «Мир нанотехнологий» более трех миллионов просмотров! Это же огромная аудитория!
- Сейчас тоже эти выпуски можно где-то посмотреть?
- Да, на медиаплатформе «Смотрим», в сообществе «Классная тема!», ВКонтакте на моей странице.
- Вы сами довольны своей работой? Можете сказать, что все сделали именно так, как хотелось?
- Доволен. И своей работой, и работой всей команды, с которой мы работали, – безмерно благодарен всей съемочной группе, всем, благодаря кому мою передачу увидел зритель! Это настоящие профессионалы!
- Получается, ваша история победителя закончилась вместе с проектом и реализацией приза за победу?
- Это не совсем так. Сейчас у меня, именно благодаря победе в «Классной теме!» и лауреатству в «Учителе года», начался новый этап. Я за последние года полтора столько получил предложений провести встречу с коллегами, рассказать о своем участии в конкурсах, учебный или мотивационный мастер-класс, выступлений перед коллегами. По возможности не отказываюсь – Хабаровский край, Новый Уренгой, Владивосток, Тюмень, Камчатка – где я только не был за это время! И всегда – полные залы и искренняя заинтересованность! Иногда чувствую себя реально звездой, отношение именно такое – как к знаменитости.
С марта этого года я являюсь амбассадором всероссийского просветительского проекта «Атомный урок», который реализуют совместно Минпросвещения РФ и «Росатом». Кроме того, я – общественный советник министра просвещения и науки нашей республики.
- Наверняка же вы знаете, что «Классная тема!», имеющая большую армию поклонников, имеет также и немалое количество недоброжелателей, причем среди ваших коллег. После каждого полуфинала и финала уже третий год идет волна хейта: «Это шоу, а не урок! А учитель должен быть учителем, а не шоуменом!» Ну, и много подобного. Вас это расстраивает?
- Во-первых, я стараюсь не читать подобные комментарии и категорически не вступаю в споры в интернете. К слову, с нами на конкурсе работали профессиональные психологи и пиарщики, которые учили нас ни при каких обстоятельствах не вступать в конфронтацию с незнакомыми людьми в интернете.
Во-вторых, разве я когда-нибудь говорил, что сюжеты «Классной темы!» могут заменить школьный урок? Нет, конечно! Там нет задачи показать лучшего учителя, лучший учитель – это всегда тот, кто работает в классе с детьми, а тут ты просто можешь убедиться в том, что твой учитель может быть талантливым, интересным и ярким и на сцене тоже. Тут «тоже» – ключевое, то есть и в классе, и на сцене, понимаете? Разве это плохо? А это шоу можно дома посмотреть после уроков, как домашнее задание, как закрепление материала, да просто как интересный просветительский сюжет.
Знаете, что лучшее, важное и главное в этих конкурсах? Знакомства с невероятно интересными коллегами, которые могут перевернуть твой мир! Они заражают идеями, они помогают разобраться в себе и дают ответы на многие вопросы. Олег Парамонов, Артур Заруба, Михаил Нянковский – это победители конкурса «Учитель года» разных лет, встреча с ними и общение – это дар божий, который надо еще заслужить! Горжусь тем, что знаком с ними и что при встрече мы не просто жмем друг другу руки, с удовольствием общаемся, что у нас добрые отношения. Хотя бы ради встреч и общения с такими людьми я готов участвовать в самых сложных профессиональных конкурсах.