9 ноября, 2024 - 08:58
30-31 октября в Кабардинском Государственном драматическом театре им. Шогенцукова состоялись премьерные показы спектакля «Ябгэр зэрагъэIэсэ»/ «Укрощение строптивой».
Авторское видение знаменитой комедии Шекспира нальчикским театралам представил североосетинский режиссер Гиви Валиев.
В своей режиссерской биографии заслуженный артист РСО-Алания и КБР, художественный руководитель Северо-Осетинского государственного академического театра им. В. Тхапсаева Гиви Валиев не впервые обращается к творчеству великого английского Барда. И обращается успешно.
Его «Ричард III» в 2020 году вошел в число 15 лучших всероссийского фестиваля национальных театров «Федерация». В этом году «Король Лир» стал номинантом Национальной театральной премии «Золотая Маска» сразу в четырех номинациях: «Спектакль большой формы», «Работа режиссера», «Женская роль», «Мужская роль». «Ромео и Джульетта» на II Международном фестивале национальных театров в Махачкале в 2021 году был награжден в номинации «Лучшая режиссура». Так же, как и «Укрощение строптивой», поставленный Валиевым в Лакском Государственного драматического театра на русском и лакском языках. Кстати, одновременно с победой в «Лучшей режиссуре» на фестивале спектакль завоевал и титулы «Лучший спектакль», «За лучший спектакль большой формы», «За лучшую женскую роль».
И «Укрощение строптивой»-2024 представляет собой кабардинский вариант суперуспешной лакской постановки, в которой практически все идентично оригиналу. В первую очередь, то, что адаптация шекспировской пьесы в обеих постановках выполнена в стилистике 1920-1930 годов. Перенос действия в эпоху, полную ярких образов и явно выраженных социальных норм, возможно, привносит новые оттенки в понимание и интерпретацию произведения для современного зрителя.
Яркая визуальная составляющая (элегантные костюмы, макияж, декорации, потрясающий канал с настоящей водой) от художника-постановщика Ларисы Валиевой также совпадает с дагестанским спектаклем. Музыкальное сопровождение, хоть и не всегда точно подобранное (к примеру, каждый регион Италии необыкновенно патриотичен, и в Падуе никогда не будут плясать под неаполитанскую тарантеллу), но с большим энтузиазмом встречалось публикой и поднимало общий градус настроения в полностью заполненном зале.
Но театр построен по закону условности, и на мелочи можно не обращать внимания, если соблюдается дух исходного материала и присутствует достойная актерская работа. И, к счастью, все это было в спектакле, задействовавшем как опытных, так и молодых артистов. Каншоуби Хашев, Хасан Бидов, Боря Хадзегов, Астемир Семенов, Лиуан Тамазов, Астемир Семенов, Регина Кошокова, Владимир Тимижев, Адам Хажметов, Жамболат Бетуганов, Ислам Хашхожев создали убедительные и яркие образы, умело подчеркивая сарказм с иронией шекспировского текста и серьезную глубину контекста.
Но сердца зрителей были безоговорочно покорены настоящей химией, царившей между Катариной (Заира Мафедзова) и Петруччио (Имран Бляшев), их противостоянием и трансформациями, происходящими благодаря магии настоящей любви, которая и является лучшим лекарством и профилактическим средством любой строптивости.