27 ноября, 2024 - 12:27
О силе единства, встающем на пути распространения идеологии терроризма и экстремизма, и о новых способах противодействия этому злу, которые следовало бы ввести в практику, рассказывает раис-имам Прохладненского и Майского районов Марат Нагоев.
«На сегодняшний день деструктивное воздействие различных идеологий вышло на качественно новый уровень. За последние пару десятков лет с момента появления интернета, а потом и повсеместного доступа к нему через смартфоны, стало возможным влияние глобальных деструктивных структур, которое приобрело характеристики оружия массового поражения. Если в XX веке человечество столкнулось с вызовом ядерной войны, то в XXI веке незаметно для нас началась информационная война, которая ведется по всей планете через смартфон, находящийся в руках каждого. Опасность этой войны заключается в очень высоком уровне профессионализма структур, разрабатывающих информационные вирусы и запускающие их в сеть. Если говорить в контексте духовно-нравственного воспитания молодежи, то им внушается выбор из двух крайностей: либерализм или радикализм. То есть молодые люди через социальные сети видят в основной массе два антипода.
Либеральная идеология направлена на разрушение всех форм идентичности. Это религиозная идентичность, когда он забывает, что является творением Всевышнего, теперь ему никто не указ, а отсутствие веры в Судный день позволяет совершать самые мерзкие поступки. Это семейная идентичность, когда он не уважает старших, начиная со своих родителей, а также вообще не задумывается над тем, что необходимо не просто найти партнера, а создать крепкую семью, которая будет опорой для него и окружающих. Это этническая идентичность, когда он забыл свою родную речь и те традиции, которые его предки передавали друг другу на протяжении веков. Это социальная идентичность, когда человек не задумывается над поиском своего места в обществе, исходя из талантов, дарованных ему Всевышним, которые он должен развить на благо окружающих. Это гражданская идентичность, когда человек ненавидит свою Родину и Отчизну, когда он готов в любое время покинуть это место, либо из-за того, что ему кажется, что он найдет место, где все намного лучше, чем у себя дома, либо из-за отсутствия готовности защищать ее от врага, который покушается на нее.
Радикальная идеология в контексте религии направлена на противопоставление себя окружающим. Это когда я считаю себя безгрешным и правым, а всех остальных заблудшими и невеждами. Это приписывание только себе и своей группе знание истины в последней инстанции и отрицание самой возможности пересмотра своих убеждений. Это очень страшно и очень опасно.
Таким образом, молодые люди в зависимости от своего темперамента попадают в одну из этих двух обширных сетей. А потом еще эти две группы сталкиваются между собой, делят сферы влияния.
Выход, как это и было всегда, в том, чтобы придерживаться «золотой середины», умеренности в любом вопросе. Но кто укажет на нее? Это, конечно, наши старшие: родители, учителя, наставники и имамы.
Однако здесь есть свои проблемы. Без консолидации всех сил, которые отвечают в той или иной сфере за воспитание подрастающей молодежи, нам не удастся переломить эту ситуацию. Слишком силен и коварен наш враг. Они используют огромное количество инструментов против нас: наркотики, компьютерные игры с элементами агрессии и насилия, порнографию и многое другое.
Если взять, например, село, то консолидация означает совместную работу главы администрации, участкового, директора школы, директора клуба и, конечно же, имама. Также мы не должны забывать, что на разрушение нашего общего дома направляются колоссальные финансовые ресурсы, а это означает, что, помимо прочего, необходима финансовая поддержка предпринимателей, работающих на местах. В этом и заключается наш вызов. Только объединив усилия, мы сможем спасти наших детей.
Для того, чтобы действовать согласовано, необходимо возродить на уровне сельских поселений Совет старейшин, который также будет помогать всем действующим лицам в этом процессе. Необходимо провести круглые столы в каждом сельском поселении, пригласив туда также неформальных лидеров среди молодежи, чтобы привлечь и их на свою сторону. Без диалога и выработки совместных решений на местах невозможно выйти из сложившейся тяжелой ситуации. Вопрос в одном – мы действительно осознаем всю тяжесть своего положения и готов ли каждый из нас на своем месте сделать что-то, чтобы переломить эту тенденцию. Это будет наш общий выбор. Без слов. Наши дела все и так покажут.
Что касается уже существующих мероприятий, то сейчас проводятся различные курсы повышения квалификации для священнослужителей, имамов, преподавателей воскресных школ Духовным управлением мусульман, также проводятся конференции, семинары, круглые столы, беседы в учебных заведениях, школах, вузах и так далее. Мы, имамы, являемся членами общественных палат, общественных советов на уровне муниципалитетов, членами различных комиссий: антитеррористических, антинаркотических, по противодействию терроризму и экстремизму. В целом очень много мероприятий организуется, но не все они, к сожалению, отличаются глубиной рассмотрения темы и системностью. Полноценной работе на местах мешают и административные барьеры, именно поэтому я хочу подчеркнуть необходимость более плотного взаимодействия на уровне тех же сельских поселений, чтобы выработать общее видение. А самое главное – эта совместная работа всех заинтересованных ведомств выработает доверие друг к другу. Пока у нас не будет доверия между всеми участниками воспитательного процесса, ни о какой эффективной работе не может быть и речи».