5 декабря, 2024 - 11:55
Он неожиданно появился в темном зале, постоял мгновение, решительно поднялся по ступенькам на сцену, поднял и поставил опрокинутый стул, перед которым включил небольшой сценический прожектор, выпрямился и началась магия…
25 ноября на сцене Музыкального театра КБР состоялся моноспектакль актера и режиссера Балкарского государственного драматического театра имени К. Кулиева Марата Джаппуева «Маяковский»: «Облако в штанах» и «Флейта-позвоночник».
Созданный в прошлом году, когда отмечалось 130-летие со дня рождения одного из самых значимых русских поэтов ХХ века, классика советской литературы, художника, драматурга, актера, кинорежиссера и киносценариста Владимира Маяковского, спектакль получил отличную предварительную «обкатку». Марат Джаппуев выступал с чтением «Облака» в филиалах центральных библиотечных систем Нальчика и Тырныауза. И выступал с огромным успехом, что, вероятно, и послужило стимулом к выпуску моноспектакля на большой сцене.
Режиссер Джаппуев поместил актера Джаппуева в скромных, но не безликих декорациях: каждый предмет на сцене продуман и аутентичен, как, например, тот же самый простой деревянный стул, который легко представить находящимся в кабинете Российского телеграфного агентства (РОСТА), где творил Маяковский. И, конечно, свет, точнее, сочетание белого освещения, темноты и красного полотнища, где полтора часа жил настоящий Маяковский, делившийся с залом своими стихами, полными контрастов и разнообразия эмоций.
Просто поразительно, как молодой человек, не достигший еще, кажется, двадцатипятилетия, смог так почувствовать и прочувствовать поэта, творившего сто лет назад. Поэта гениального, чья манера письма уникальна и узнаваема, ломала стереотипы в литературе, поэта, бывшего революционером не только в своих произведениях, но и в жизни.
Маяковский использовал новаторский язык, играл со словами и образами, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность и непоколебимую веру в свои идеалы. «Облако в штанах», наполненное драматизмом, энергией и ритмом, и «Флейта-позвоночник», объединяющая в себе элементы социальной критики, символизма и футуризма, в исполнении талантливого актера не просто напоминают или знакомят с Маяковским, с его чувствами и убеждениями.
Поэт, как известно, являлся одной из центральных фигур русского футуризма, заявлявшего о себе как об искусстве будущего. Мечта о будущем – лейтмотив всего творчества Маяковского, отчаянно рвавшегося в будущее, постоянно торопившего свое время.
И спектакль Джаппуева, построенный на двух больших и сложных поэмах (кстати, опровергающих спорную версию, что поэт сознательно упрощал язык своего творчества, так как на момент социалистической революции большая часть населения России была неграмотна), за который автора благодарили продолжительными аплодисментами, показал, что и в третьем тысячелетии, в эпоху клипов и коротких твитов, Маяковский и близок, и востребован.