Просто Мария: дети, фотография и весь ее мир

«В декрете жизнь только начинается!» Вопреки расхожему мнению, что с рождением ребенка женщина вынуждена оставить «за бортом» профессиональную самореализацию, уступив материнству, творческий путь фотографа, а теперь еще и писателя Марии Муссовой, доказывает обратное. Впрочем, саму себя она предпочитает называть просто домохозяйкой. Почему? Об этом и рассказывает наша сегодняшняя героиня.
- Мой блог в Инстаграме в зависимости от настроения называется то «скучающая домохозяйка», то «Мария и ее дети». И хотя в этом есть большая доля иронии, думаю, это все же достаточно честная характеристика, в том смысле, что попытки раскрыть свой потенциал начались именно тогда, когда я оказалась в таком статусе. 
Родилась я в Залукокоаже. И хотя постоянно жили мы в Нальчике, именно с этим селом, где я позднее проводила много времени у бабушки с дедушкой, связаны все самые яркие воспоминания и образы, которые вдохновляют меня в моей нынешней жизни: мелководная речка с розовой галькой, дедушкин фруктовый сад, поездки к родне в Малку и колоритные сельские персонажи. Сейчас кажется странным, но в детстве и в молодости я считала себя абсолютно не творческим человеком. Мне прекрасно давались математика и английский язык, казалось, что моя дальнейшая жизнь будет связана с чем-то таким же точным и логичным. И все, в общем-то, к тому и шло. Училась в математическом классе, потом на экономическом факультете, перевелась в Москву, тоже в финансовый вуз, нашла работу в страховой компании. Пока не случилась семья, декрет и первый ребенок. 
Это сейчас я понимаю, что декрет стал той паузой в водовороте молодости, которая позволила заглянуть внутрь себя и начать задаваться множеством вопросов. О своем мироощущении в большом городе, о своей этничности, о национальном самосознании и его уместности в современном мире. И так совпало, что на том этапе именно фотография стала наиболее подходящим способом высказывания. Результатом чего стали несколько концептуальных серий фото, в которых я хотела ответить прежде всего себе на эти вопросы. А началось все с фотографий ребенка. Хотелось лучше и выразительнее. На этой волне купила полупрофессиональную камеру, и понеслось. Все как у всех: сначала горные пейзажи и попытка снимать стрит-фото. 
А потом захотелось снимать то, что не снимает никто. У меня еще в школе, где я в противовес всем слушала рок и смотрела футбол, было сильное желание идти своим путем. В фотографии было то же самое. Я подумала, а почему бы и нет? Звезды сошлись, я напросилась сначала в ансамбль черкесского танца поснимать репетиции. Там, обнаружив много интересных типажей, и выдумался первый проект «12 оттенков черкесского»: серия фотографий современных девушек с орнаментом на лицах и предметом из прошлого. Этническая тема в фото всплыла естественно. Хотя бы потому, что живу я в Москве, и в мегаполисе как-то особенно сильно сначала ощущается вот эта тяга к корням. Я думаю все, кто уезжает, так или иначе переживают этот процесс. И не важно, что до родины 2 часа на самолете.
В этом смысле знаковой для меня стала моя вторая серия «Рефлексия» из 8 фотографий: путешествие героини со старой открытки в джунгли мегаполиса. Она переходит из одного места в другое в попытке вписаться в окружающую действительность, чтобы обрести, наконец, гармонию между своей идентичностью и внешним миром. Костюм – это всего лишь маркер, последний оплот традиций и условностей, последнее, через что можно выразить национальную ментальность. Эта серия – размышления о том, что мы можем предложить миру, кроме набора архаичных элементов, которые в нашей повседневной жизни уже отсутствуют по объективным причинам, и что постоянно меняющийся мир может сделать с нами.
Но серией, которая выстрелила сильнее всех, стало «Отображение». Ее сразу же взял на публикацию портал «Это Кавказ», а дальше она совершенно неожиданно «уплыла» в большой интернет, всплывает уже который год подряд в пабликах с сотнями тысяч подписчиков. Эта серия представляет собой диптихи, на которых изображен один и тот же человек в национальном костюме и в своей повседневной одежде, и там же ответ на вопрос «Что вы чувствуете, надевая фащэ?» Мне было интересно изучить не столько сам костюм, сколько социальное явление, характерное именно для Кабардино-Балкарии,  весьма заметное возрождение интереса к классическому национальному костюму у наших современников, вне сцены и вне свадеб (в рамках которых он, в основном, и существовал). Ведь зачастую, ни их родители, ни бабушки с дедушками, ни даже прабабушки и прадеды такую одежду уже не носили.  
Причины, побудившие героев приобрести себе костюм, звучали довольно однообразно, почти все говорили о сохранении традиций и культурного наследия, именно поэтому я спрашивала о чувствах, вызываемых переодеванием в национальную одежду, ведь именно они сопровождают трансформацию, которая очень бросается в глаза, когда сопоставляешь две фотографии. Участники проекта отбирались по одному-единственному критерию – наличию в гардеробе личного национального костюма более или менее классического вида. Откровенных стилизаций я старалась избегать. Никакого предпочтения по возрасту я также не высказывала, а просто сняла всех, до кого смогла «дотянуться» – это и люди, откликнувшиеся на мое объявление в социальных сетях, и те, кого порекомендовали друзья и знакомые. И само собой вышло, что в основном это довольно молодые люди, и это уже один из выводов, который можно сделать из этой серии. Найти героев для съемок было несложно. Люди, имеющие костюм, часто хорошо знакомы друг с другом по участию в различных мероприятиях, они рекомендовали мне уже следующих героев. Отказался участвовать всего один человек, да и то из-за того, что мы никак не могли согласовать наши графики.
Последняя серия, за которую я взялась, – «Кабардинские сказки». 10 изображений, каждое представляет собой сюжет, основанный на черкесской мифологии, обрядах и сказаниях. В них нашли отражение истории из мифов, традиционные культы (воды, солнца, деревьев), обычаи. Каждая работа – моя маленькая личная сказка, ассоциации и впечатления, вынесенные из глубин национального самосознания. В условиях, когда жизнь современного человека становится все более насыщенной технологиями и все сильнее закручивается в водовороте глобальных процессов, я решила обратиться к истокам в том виде, в котором они сохранились в моем собственном воображении. 
Технически эта серия была самой сложной. Требовались определенные типажи, костюмы, время, место. Все должно было срастись. Съемки заняли почти два года. Хотя с точки зрения зрительского отклика эта серия была не столь успешна, как предыдущие, но у меня она любимая. Возможно, из-за ее сложности и амбициозности, а возможно, и из-за подоспевшего кризиса среднего возраста, а может, я просто высказала все, что хотела, но так или иначе, эта серия стала последней. После выставки, которая прошла в Нальчике, я поняла, что хочу взять паузу. Хотя бы потому, что совмещать роль творца и матери троих детей оказалось сложно. Творчество требует вложений, времени и сосредоточенности, в то время как подросшие дети требовали ровно того же, но в двойном размере. 
Мне до сих пор сложно понять, как произошел разворот от желания визуализировать к желанию говорить и писать. Но, тем не менее, творческая энергия требовала своего выхода, и я начала чаще писать в блоге длинные тексты. Иногда про впечатления, иногда про сложности воспитания детей. В какой-то момент у меня вдруг почти сам собой возник первый рассказ «Корова Хетага», на который пришел такой ощутимый фидбэк, что я впервые разрешила себе признать, что могу неплохо складывать слова в предложения. К тому же стало понятно, что слова как выразительное средство ничуть не уступают, а то и превосходят картинку. Так что я решила пойти на курсы литературного мастерства, где окончательно убедилась, что хорошо написанный текст доставляет мне столько же удовольствия, как и отлично снятая фотография. К тому же, мой финальный рассказ «Сон под грушевым деревом», написанный по итогам курса, попал в ежемесячный журнал «Пашня», издаваемый школой литературного мастерства, что подействовало на меня весьма воодушевляюще. На этой волне я отправила свои рассказы в литературный журнал «Дарьял», издаваемый в Северной Осетии, и они в итоге тоже вышли в печать. 
Фотография, если вдуматься, никуда из моей жизни не делась. Я с огромным удовольствием фотографирую на смартфон. Какие-то снимки даже складываются в серии. Я пишу короткие тексты в блог, на которые приходят отклики, трогающие до слез. Потом из этих коротких текстов, словно из лоскутков, иногда складывается цельное полотно рассказа. И это та часть жизни, которая принадлежит только мне и дает бесценный ресурс для всего остального.

Алена Докшокова.

Свежие номера газет Советская молодежь


21.07.2021
14.07.2021
07.07.2021
30.06.2021