8 января, 2025 - 09:16
Первая ассоциация с ватной игрушкой – Новый год и Дед Мороз под елкой. Помните же их? Они, эти ватные Деды Морозы и Снегурочки, «жили» во всех практически семьях нашей страны, где были дети. Румяный Дед Мороз с посохом и в шубе, которая хрустела, как снег зимним утром. Ватные игрушки во многих семьях были и на елке – в тех в основном, где драгоценная коробка с игрушками передавалась из поколения в поколение. Сейчас эти игрушки – уже винтаж, на который в последние годы появился немалый спрос. Стали появляться и ватные игрушки «под винтаж» – невероятно похожие на те самые, из заветной семейной коробки.
Прохладянка Вера Лобанова – мастер по таким игрушкам, она член Союза мастеров авторских кукол и игрушек «ECRIN», участник многих всероссийских выставок кукол. Хотя тут вообще-то не про регалии, а про те самые игрушки из детства – невероятно милые и теплые.
Я говорю: «Когда смотрю на ваши игрушки, ловлю себя на том, что с лица не сходит улыбка». Она признается: «И у меня тоже – когда я их делаю».
Вера из семьи потомственных педагогов, родилась в Кабардино-Балкарии, жила с родителями на Крайнем Севере, но все же вернулась обратно, несмотря на любовь к Заполярью. Работала педагогом и журналистом в районной газете и, сколько себя помнит, все время занималась ремеслом и творчеством.
- Я чем только не увлекалась, - говорит она. – Шью, вяжу, вышиваю, рисую, плету макраме, декорирую различные поверхности, будь то стена, кашпо или старая книга. Очень любила и люблю оформлять семейные скрап-альбомы, посвященные путешествиям или каким-то значимым событиям. Что-то получалось лучше, что-то хуже. Чем-то переставала «гореть», но оставался навык, который потом неожиданно был востребован и применен в другой области.
- Но почему именно увлечение ватной игрушкой оказалось самым любимым?
- Наверное, потому что именно в ней неожиданно сконцентрировалось сразу несколько важных для меня факторов. Во-первых, это погружение в детство – когда игрушка оказывается у тебя в руках, даже еще не готовая, а в процессе, в тебе вдруг просыпается твой внутренний ребенок – это какое-то необъяснимое и прекрасное чувство и настоящее чудо. Во-вторых, это такой вид творчества, который может объединить людей разного возраста. И, наверное, нет лучшего повода, ну, может, за исключением совместного чтения, чтобы посадить рядом с собой ребенка и вместе с ним сотворить маленькое волшебство. Проверено – дети в это время забывают даже про мультики и соцсети! И вообще очень приятно всем вместе участвовать в создании семейных реликвий. Эти игрушки при правильном хранении очень долго могут продержаться, ваши правнуки еще будут ими елку украшать!
А еще – по секрету – непостижимым образом ватные игрушки обладают умением впитывать в себя то прекрасное, что живет в душах их создателей. И это тоже можно ощутить и прочувствовать. Именно прекрасное. Плохое в них не живет и не отражается. Поэтому у вас есть возможность сделать игрушку, а потом заглянуть в нее, как в зеркало, полюбоваться проявлениями своей души.
Кроме того, это национальное ремесло, в России история ватной игрушки насчитывает не один век – и в дореволюционной России, и в советской, существовали целые артели по производству ватной игрушки. Там творили настоящие скульпторы и художники, создавали образы, обучали ремеслу. Сейчас ватная игрушка переживает свою третью волну возрождения. И быть частичкой этого процесса, мне кажется, невероятно увлекательно.
Ну и в конце концов, это один из самых бюджетных видов творчества, буквально чудо из ничего, ведь на первых этапах здесь не нужны никакие специальные инструменты, никакие художественные навыки – все очень просто, и творить можно из того, что под рукой: вата, крахмал, фольга, акварельные краски.
- Говорят, мастера помнят чуть ли не каждую собственноручно сделанную вещь, а уж первую – особенно. Это так?
- Мое первое знакомство с ватными игрушками произошло в раннем детстве. Я росла в большой семье, где за обеденным столом собиралось несколько поколений. Накануне Нового года по вечерам прабабушка садилась возле окошка, доставала вату и разбивала в пиалу яйцо… Так впервые я увидела, как рождаются ватные игрушки. Внутри каждой была скомканная газета, которая обматывалась нитками – так ей придавалась форма – морковки, яблока или уточки, например. Потом все это обкладывалось слоем ваты, которую смазывали яйцом. А вместо кисточки был помазок, скрученный из куриных перьев. Я смотрела, как прабабушка красит ватный конус морковным соком и в ее руках обрывки старых газет и кусочки ваты превращаются в морковку, похожую на настоящую, и не могла не удивляться – это и правда было как чудо! Потом мы посыпали готовые ватные игрушки блестящей крошкой из битых стеклянных игрушек – и в дом приходила атмосфера праздника.
Прабабушкины игрушки, к сожалению, у нас в семье не сохранились, но я всегда помнила этот волшебный процесс, и стать обладателем настоящей ватной игрушки стало моей мечтой. Даже нет, не так – я умею мечтать масштабно – я захотела иметь коллекцию ватных игрушек! Но не была уверена, что смогу их сделать сама, у меня ведь даже художественной школы нет за плечами. Тогда, больше восьми лет назад, не было толком ни мастер-классов, ни обучения, ни описания техники. Я размышляла, сомневалась, пока однажды в одном из путешествий хозяйка гостевого дома, где мы любили останавливаться, при нас получила и открыла посылку, и там были они – ватные игрушки, сделанные мастером. Хозяйка разрешила подержать и рассмотреть каждую игрушку. Я помню это чувство: стою, держу игрушки в руках и улыбаюсь… Кажется, что я в какой-то доброй сказке. Я потом не раз наблюдала за тем, как меняются лица у людей, взявших такие игрушки в руки: никогда не видела, чтобы какая-то другая вещь оказывала на людей такое влияние.
Вот тогда я и начала действовать. Вернувшись домой, купила в ларьке маленькую куколку и в тот же вечер сделала свою первую ватную игрушку. Сейчас я вижу, какая она неумелая и неуклюжая, но тогда она мне казалась совершенством. Я не могла поверить, что сделала ее сама. Но поняла, что нет ничего невозможного, что всему можно научиться, что все нам под силу.
Несколько лет назад я сильно травмировалась, катаясь на горных лыжах, даже вынуждена была уйти из любимой газеты «Прохладненские известия», и именно ватные игрушки помогли мне встать с больничной койки, снова начать ходить, двигаться, жить. Я не могла смириться с мыслью, что больше не появятся мои новые «детки». Я каждый день понемногу тащила себя, как Мюнхгаузен, за волосы из болота. И придумывались новые образы, рождались новые игрушки, пошли приглашения на участие в выставках, в свою команду меня взяла художник и меценат Светлана Пчельникова.
Знаете, у меня так складывается удивительным образом, что мои игрушки попадают к хорошим людям и приносят им искреннюю радость и иногда даже помогают совершать чудеса. Как-то ко мне обратилась пожилая женщина с просьбой научить ее делать ватные игрушки, потому что это ее самое теплое воспоминание из детства. Она перенесла инсульт, моторика была нарушена – руки ее плохо слушались. К тому же жила она в очень далекой сибирской деревне. То есть ни магазинов, ни материалов, ни инструментов. Начали мы с ней потихонечку учиться по видео – я показываю, она повторяет. А еще я кинула клич среди своих подписчиков, и в ее маленькую деревеньку со всей страны полетели посылки с материалами. Это было тоже перед Новым годом и стало для нее новогодним чудом. Она сделала столько прекрасных игрушек! Рассказывала потом: «Когда я их делаю – обо всем забываю! Руки не слушаются, роняю заготовки, поднимаю, продолжаю – и так по много раз, пока не получится. Вы даже не представляете, что вы для меня сделали: вы перевернули всю мою жизнь! Семь лет я не могла работать с маленькими вещами – пальцы не слушались, а теперь делаю целый «маленький народ».
- Как, кстати, рождаются образы будущих игрушек, их же делают и покупают не только как елочные украшения?
- Когда-то ватные игрушки были только елочным украшением, но сейчас они могут быть и элементами сервировки стола, и деталями сезонного декора дома, и топиариями в комнатных цветах, и символами значимых или семейных праздников. Ватными цветами можно украшать фоторамки, альбомы, декорировать старые зеркала. В общем, все зависит от вашей фантазии. Я делала целые коллекции, например, «Гномий лес», «Русь молодая», «Сказочными тропами», «Крылья», «Версаль», «Музыканты». Сейчас предстоит весенний Бал кукол в Краснодаре, и я в раздумьях, чем бы удивить посетителей? Может, создать какую-нибудь «страну Мухоморию»?
Образы рождаются сами по себе, в основном все они из детства – нашего советского. И нередко люди, видя мои игрушки, узнают в них себя: кого-то так же кутали в пуховый платок, кто-то так же нес щенка, прижав его к груди, кто-то тоже стоял возле театральной афиши со скрипичным футляром или катался точно на таких же саночках.
Какой же это волшебный процесс – рождение игрушки! Вот вроде бы только что была непонятная заготовочка, и вдруг она уже капризничает, выбирает себе цвет волос, фасон юбочки. Говорят, что настоящему мастеру кукла не может диктовать свои условия, ведь мастер сам обладает всеми необходимыми навыками, чтобы кукла получилась такой, какой он ее задумал. Я, наверное, мастер не настоящий, мои куклы творят, что хотят, они у меня как избалованные, но любимые детки.
- Самыми азами технологий, которыми вы пользуетесь, можете поделиться?
- Я в основном делаю игрушки в старинной технике, так называемые «зефирки». Это когда вата сверху обработана клейстером, а внутри остается сухой. Это не самая популярная среди мастеров техника, но мною горячо любима. Когда начинаешь игрушки делать профессионально, материала разного, конечно, уходит немало. Мастерам из мегаполисов в этом плане легче, у них много специализированных магазинов, если живешь в провинции, приходится демонстрировать чудеса изобретательности, так как в маркетплейсах не всегда есть материал хорошего качества. У меня изготовление игрушек не поставлено на поток, для меня каждая – как собственный ребенок, в которого вложено много сил, любви и заботы. Я не использую так называемый артельный метод – это когда заготавливается сразу, например, 50 одинаковых образов и заранее окрашенная вата. У меня одна игрушка делается минимум три дня: день уйдет на изготовление и роспись лица, день на саму игрушку, день на ее роспись и аксессуары. На изготовление главных волшебников – Деда Мороза и Снегурочки – может уйти месяц, если вместе с сушкой и пейзажной росписью.
Все аксессуары для своих кукол я делаю сама – для меня это принципиально важно, потому что я чувствую жизнь в своих игрушках. Они живые с того момента, как я взяла в руки вату и положила рядом личико. Все – теперь им нельзя сделать больно, их нельзя обидеть, надо слушать их желания и капризы, разговаривать с ними. Больше всего я люблю завершающие детали, когда идет тонировка пастелью, присыпка слюдой для имитации снежка, когда держишь в ладонях «свою деточку» и понимаешь, что она непременно принесет счастье тому, у кого поселится «на елочке или на полочке».
- И все же не зря говорят, что «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Вы же мастер с большим стажем, поделитесь маркетинговыми советами.
- Ох, я, наверное, последний человек, у которого надо такие советы спрашивать. Я знаю, что для успешной реализации своих работ нужно развивать соцсети, проводить розыгрыши, оплачивать рекламу у блогеров, посещать мастер-классы, демонстрировать положительные отзывы и так далее. Но я этого не делаю. Да, у меня есть канал на Дзене, где абсолютно все мои обучающие материалы бесплатны и любой желающий может ими воспользоваться, я даже не совсем учу, просто показываю, как делаю свои игрушки. Я знаю закон об авторском праве, у меня по всем правилам оформлена самозанятость, но при этом я не изучаю рынок спроса, не пытаюсь сделать большее количество продаж, практически не беру заказы. Для меня продажа игрушек – это только возможность для дальнейшего развития: покупки профессиональных материалов, оплаты организационного взноса за выставки, расходов на проезд и проживание в чужом городе. Я не говорю, что это правильно, и не советую всем идти моим путем, я просто делаю так, как мне по душе.
У всех моих близких людей на новогодних елках мои игрушки, и, конечно, моя елка украшена только игрушками ручной работы – там не только мои, но и подарки других мастеров ватной игрушки.
- Вы считаете себя счастливым человеком? Вам есть что пожелать себе и нашим читателям в наступающем году?
- Появиться на этой Земле – это уже великое счастье. Ведь мы не знаем, как устроено мироздание. Возможно, своего воплощения здесь душа ждала не одно тысячелетие. Я родилась у самых чудесных родителей, у меня были прекрасные учителя, замечательная профессия, появился муж, который во всем поддерживает, родились невероятные талантливые дети, я состоялась в профессиональном и творческом плане. Чего еще можно желать? Только благодарить Вселенную за каждое подаренное мгновенье. Этого же желаю и всем читателям – большого человеческого счастья.
Гюльнара Урусова.