2 февраля, 2022 - 11:30
Идем в науку?
Возможно, учеными их сейчас и не назовешь, да и не факт, что каждый из них станет им в будущем, но всех их объединяет одно – интерес к научно-исследовательской деятельности. Бакалавры, магистранты, аспиранты – у каждого был свой «путь в науку». Знакомьтесь: лидеры и активисты научного студенческого сообщества КБГУ.
Александр Исковских, студент 3 курса Института искусственного интеллекта и цифровых технологий КБГУ, председатель студенческого научного общества «КиберПРО».
Свою «научно-исследовательскую деятельность» он начал…в пятом классе. Конечно, это очень рано, но, с другой стороны, это было вполне серьезно, поэтому я даже засомневалась, стоит ли брать эти слова в кавычки.
- В школе информатика у нас была с пятого класса, и преподавал ее замечательный педагог, которая была с компьютером на «ты». Помню, глядя на то, как быстро ее пальцы бегали по клавиатуре, я подумал, что тоже так хочу. Меня сначала больше всего интересовало программное обеспечение компьютеров, языки программирования. Я с удовольствием и успешно участвовал в олимпиадах по информатике. Классу к седьмому увлекся играми – подбирал модификации на структуры Minecraft, увлекся реверсингом. Этические вопросы реверсинга сейчас обсуждать не будем, я этим занимался исключительно для себя и саморазвития.
Вопроса, куда поступать после школы, у меня не было – самым большим моим интересом лет с 11 и до сих пор остается все, что связано с информатикой и программированием. На первом курсе выиграл профильную студенческую олимпиаду, на втором начал работать над собственными проектами. Cейчас работаю сразу над несколькими. Например, разрабатываю приложение к андроиду, которое может обучать программированию. Это, можно сказать, учебное пособие для вузовской системы образования. Обучаться по нему смогут все желающие, но предполагается, что для студентов вузов оно будет универсально – создано по вузовским программам и именно для этой категории пользователей – бесплатно. Есть идея создать компанию по разработке компьютерных игр. Это даже не просто идея, в этом плане есть уже определенные наработки – готова бизнес-модель, расчеты, прототипы, сюжет, я даже сервер написал. У меня все расписано пошагово – на каждый год свой план действий. Да, на каждый год, потому что это не сиюминутное дело – продукт должен быть качественным, поэтому требует тщательной подготовки.
Всегда знал, что правильно выбрал специальность, даже сейчас, будучи студентом-третьекурсником, я попадаю в три лидирующие области науки. Могу подробно рассказать. Первая – искусственный интеллект: машины и генетический алгоритм. И то, и другое я изучаю в вузе и самостоятельно, и то, и другое – популярно и перспективно в мире. Вторая – Big Data: область, в которой рассматриваются разные способы хранения, извлечения и анализа больших объемов данных. С этим я пока плотно не работал, но, думаю, все впереди. Третья – беспроводные сети, с этим я тоже знаком.
Еще одно умение, приобретенное мною в университете, благодаря работе над проектами: я научился работать в команде. Это только на первый взгляд кажется, что наша профессия для одиночек, в плане бизнеса важно умение работать в команде, так как большие компании предпочитают нанимать специалистов именно с такими навыками, так им выгоднее.
У меня вообще много идей для проектов, постоянно появляются новые, поэтому мне вообще нельзя расслабляться. Я все время что-то изучаю, исследую, пробую.
Лиана Афаунова, аспирантка Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования КБГУ, член совета молодых ученых.
Первые четыре года учебы в университете она мечтала работать учителем в школе, но первый же год магистратуры резко изменил планы и «увел в науку». Сейчас она сама удивляется: «Это так неожиданно получилось!»
- Куда еще было поступать девочке из семьи педагогов? Только на педагогический. В нашем селе – я выросла в Верхнем Куркужине – профессия учителя всегда была очень уважаемой и достойной. Бакалавриат прошел очень спокойно – учеба, сессии, практика, красный диплом. Я думала: «Закончу магистратуру и пойду работать в школу, что еще надо?» А на первом же курсе магистратуры оказалось, что мне надо еще кое-что, и это «кое-что» мне подсказали преподаватели. Знаете, я не одна такая, у нас в университете очень многих студентов на занятия научно-исследовательской деятельностью мотивировали преподаватели. Они сами находят интересные конкурсы, конференции, проекты, предлагают нам в них участвовать. И не только предлагают, но и помогают, поддерживают. Вот так и со мной было – мои преподаватели меня «затянули» на разные научные мероприятия, и я быстро поняла, что мне это очень интересно! Во время учебы в магистратуре у меня было несколько научных статей и выступлений на конференции по теме «Организационно-управленческая деятельность в образовании», потом опять диплом с отличием и огромное желание заниматься наукой. Поэтому в аспирантуру я поступила без раздумий. И тут снова повезло с педагогом: у меня научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор Нина Гузеровна Емузова.
На первом курсе аспирантуры я участвовала в подготовке и защите командного проекта «Школа без стресса», на «Машуке» мы получили за него грант. А недавно команда нашего института стала победителем отборочного тура X Международного конкурса научных и исследовательских проектов, организованного центром научного и инновационного сотрудничества «Вершина познания». Этот конкурс проводится с целью расширения творческого потенциала школьников, студентов и педагогов – настоящих и будущих. Нас в команде несколько человек – в основном это магистранты, я одна аспирантка. Каждый представлял свою исследовательскую работу, моя – на тему подготовки педагогических кадров.
Жалею ли я, что не занялась наукой раньше, еще будучи студенткой бакалавриата? Возможно…Но все-таки главное, что это случилось, что я нашла то, что мне действительно нравится, что мне интересно. Боюсь загадывать, но очень бы хотелось защитить кандидатскую и работать на кафедре в родном университете. Хочу преподавать. Мне кажется, я смогу найти общий язык со студентами. Преподавать и работать над докторской.
Жанна Битокова, студентка Института архитектуры, строительства и дизайна КБГУ, председатель студенческого научного общества ИАСиД.
Это у нее третье высшее образование. Есть еще дипломы историка, экономиста и несколько побед во всероссийских и международных творческих конкурсах. Я удивляюсь: «Зачем тебе столько дипломов? Да еще и таких разных?» Она смеется: «Не поверишь, все нужны, постоянно пользуюсь всеми полученными знаниями!»
- Вообще учиться – это просто удовольствие! Я в университет хожу с такой радостью, как на праздник! А может, я просто именно свое нашла, то, что мне нравится, то, что по душе. Всегда любила рисовать, творчество, искусство, народные промыслы. Теперь я в это все окунулась и понимаю, что действительно счастлива.
Проект, над которым мы с командой работаем, нельзя назвать чисто творческим, он и исследовательский тоже: нам пришлось изучить немало литературы по истории искусства и ремесел кабардинцев и балкарцев. Наш проект – это продукт арт-коллаборации «Этно-маркет дизайнерской и сувенирной продукции».
Вот что сейчас в понимании большинства как туристов, так и местных жителей «сувенир из Кабардино-Балкарии»? Магнитик с Эльбрусом? Шерстяные носки? Папаха, которая годится только для фотосессии? Большинство сувениров, продающихся в туристических местах, – китч, который мало что может рассказать о нашей истории, традициях и обычаях. А мы хотим создавать высокохудожественную, конкурентоспособную на региональном рынке сувенирную продукцию – дизайнерскую, способную отразить национальный код. Например? Представьте: бархатный клатч, расшитый золотым адыгским орнаментом – это и современно, и интересно, и просто красиво, в конце концов! Или шапочку, чехол для зеркальца или пудреницы, тонкую и яркую войлочную безрукавку. Это все вещи, которые не пылятся на полке как сувенир, это можно носить хоть каждый день. Потому что это функционально и красиво! Для местных жителей – а мы рассчитываем не только на туристов, но и на своих – это частичка нашей этнокультуры, разве не приятно пользоваться в быту такой вещью? Для туристов – память о посещении нашей республики и некоторое приобщение к истории и творчеству наших народов. Да, именно к истории и традициям. Работая над проектом, пришлось изучать орнамент кабардинцев и балкарцев, действительно интересная тема: орнаменты на костюмах девушек и замужних женщин разные, и неплохо было бы, если бы эта информация сопровождала вещи с орнаментом. То есть к качественной дизайнерской вещи прилагалась бы и небольшая сопроводительная «историческая аннотация».
Потребителями такой продукции могут быть не только туристы и местные жители, но и люди, работающие в гостиничном бизнесе, например, организаторы различных форумов, проходящих в нашей республике и за ее пределами, частные лица – мы готовы работать и по индивидуальным заказам.
Идей у нас сейчас много, есть команда, готовая работать. В планах – создать лабораторию, оснащенную современным оборудованием, провести ряд исследований регионального и российского рынка высокохудожественной дизайнерской и сувенирной продукции. Мы хотим изготовить образцы этой продукции и вынести их на всеобщее обозрение и обсуждение, показав на нескольких выставках.
Азамат Чочаев, студент медицинского факультета КБГУ, председатель студенческого научного общества МФ.
В детстве игре в «войнушку», которую любили мальчишки-сверстники, он предпочитал игру во «врача». Он и сейчас считает, что лечить гораздо интереснее, чем воевать.
- У нас на факультете есть все для того, чтобы получить качественное образование: преподаватели, лаборатории, оборудование, программа, дело за малым – собственным желанием учиться. Если оно у тебя есть – получишь его непременно. Я вообще всегда за качество и профессионализм. Я разделяю работу и увлечение. Вот, например, мои увлечения – вокал и парфюмерия как искусство. Но я не выйду на сцену петь, не стану делать духи – пусть этим занимаются профессионалы. Я хочу получить качественное образование и стать профессионалом в своем деле – лечебном.
Научно-исследовательской деятельностью я занялся на втором курсе. С однокурсницей мы провели исследование овощей, выращенных в Кабардино-Балкарии, на наличие нитратов. Все очень серьезно было и основательно – наблюдения, опыты в лаборатории. По результатам написали статью. Вот не знаю, если бы она прошла незамеченной, я бы занимался и дальше исследовательской работой? Возможно. Но не факт. Тогда наша статья была опубликована, заняла призовое место на одной из научных конференций, обсуждалась и очень хорошо была принята. Меня это вдохновило! Это приятно, когда есть отдача, когда получается. Это мотивирует.
Потом, конечно, были и другие научные работы и проекты. Последние два на очень актуальную тему о проблемах людей с сахарным диабетом. Это командная работа, к которой привлечены студенты, врачи-ординаторы, преподаватели. Я не знаю, как ведется научная работа в других подразделениях университета, но у нас на медфаке – очень грамотно. Чтобы заинтересовать и мотивировать студентов, им в «соавторы» дают «старших товарищей» – ординаторов, интернов, аспирантов, часто в качестве «старших товарищей» выступают сами преподаватели, в том числе доценты и профессоры. И это реально действует – ты понимаешь, что ты в команде, что от каждого, и тебя в том числе, зависит успех проекта, и ты, конечно, стараешься изо всех сил. Вообще, знаете, у нас сейчас такое время, что просто нельзя не заниматься научно-исследовательской работой, ведь все условия для нее созданы – есть наставники, возможность для исследований, множество грантовых конкурсов.
Еще в начале учебы я размышлял – хочу быть врачом-прак-тиком или уйти в науку, но быстро понял, что одно другому не мешает. У меня есть много примеров этому – наши преподаватели. Они прекрасные врачи-практики, замечательные педагоги и талантливые ученые. Они очень хорошо все это умеют совмещать! Я тоже хочу так.