3 апреля, 2022 - 15:35
Руслан Жидков, победитель форума «Машук-2021», начинает реализацию в республике своего проекта «Молодежная медико-биологическая школа равных возможностей «Адаптол»» и уже готов к обучению студентов развитию научно-исследовательских навыков с элементами наставничества.
Что было сложным, кто помогал, мотивировал, чем удивил наставников, почему не стоит бояться трудностей на пути к своей цели и как искренность может привести к победе – об этом Руслан, студент и одновременно сотрудник КБГУ, рассказал в интервью «Молодежке»:
- Мой проект направлен на создание научно-исследовательской площадки для обмена опытом в исследовательской деятельности, а именно в тех сферах биологии и медицины, которые сейчас широко востребованы не только в Кабардино-Балкарии, но и во всей стране.
О том, что в республике в принципе существует такое понятие как «наука и исследования», многие на «Машуке», куда я поехал в первый раз еще в 2019, не задумывались, но проект высоко оценили эксперты конкурса на предварительных консультациях. К сожалению, из-за отсутствия писем поддержки грант в тот год я не получил. В комиссии мне посоветовали подготовить к следующему разу весь пакет необходимых документов, а еще найти единомышленников.
После возращения в университет начались поиски ребят, связанных с наукой и исследованиями. Многие открещивались, мол, да кому это надо? Было обидно слышать такие слова, я решил больше «не лезть в это дело», но тут наступил 2021 год – Год науки и технологии. Не зря говорят, всему свое время. За два года я собрал свой банк научно-исследовательских работ, получил патенты на свои программы для ЭВМ, которые очень долго разрабатывал и регистрировал. И тогда-то и собрался с силами поучаствовать в конкурсе на именные стипендии. Каково было мое удивление, когда я прошел на получение сперва стипендии главы КБР, а потом увидел себя в приказе на получение стипендии уже президента России.
Первым меня поздравил мой начальник – директор ИППиФСО Ольга Михайленко: «Руслан, я тебя поздравляю, ты – получатель стипендии президента России», в тот момент я еще не понял, что она имела ввиду, затем подключилась замдиректора Института химии и биологии Римма Бажева с поздравлениями и мой научный руководитель Ольга Пшикова.
Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить моих наставников Ольгу Ивановну и Римму Чамаловну, которые меня поддерживали, верили в успех моего проекта. Они внесли свой вклад в мое развитие. Поздравляли с победой и друзья, один из них, Алихан Кушхов, сказал: «У тебя талант в «научке», не закопай его». Это стало таким стимулом для меня, я понял, что все-таки не зря работаю над статьями и патентами, может, многие из них и не имеют какой-то ценности, но, если есть люди, которым мое творчество по душе, значит, я правильно двигаюсь.
Спустя какое-то время мне позвонила подруга, Марина Шамарина, и попросила помочь с конкурсом. И я, как человек, который за любой адекватный движ, согласился. Суть конкурса была в совершенствовании исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях, развитии интереса школьников к фундаментальным и прикладным наукам, в частности, к географии, биологии, геологии, палеонтологии и палеогеографии. Был проведен отбор по рес-публике, ребята присылали свои работы со всех школ региона, было очень интересно смотреть, как дети видят окружающий мир. Тогда-то я и решил «оживить» свой проект, посидел, поизучал, какие практики есть по данному вопросу в других вузах России. Например, в Москве, в Ярославле и Самаре есть подобные школы, они оформлены как студенческие научные общества при факультетах и институтах, но разница в том, что там учатся не только «студенты у студентов», у них существует ранняя профориентация, то есть туда ходят еще и школьники. Затем эти ребята поступают в этот же вуз, а дальше по накатанной: сами рассказывают о проекте, привлекая других школьников. И тут я вспомнил, когда сам учился в школе, к нам тоже приезжали молодые специалисты, мы сидели с ними в центре дополнительного образования, они нас обучали работе на микроскопах, ЭКГ-аппаратах. Я решил собрать команду добровольцев, которые помогут мне с реализацией этого проекта. Основной «костяк» проекта сегодня составляют ребята из Института химии и биологии, например, Тамара – химик, Марина – географ, Айза – биолог, Настя – педагог.
Приехав на форум, я, конечно, переживал за проект, получил комментарии от экспертов и ждал дня защиты. Подправив недочеты в презентации, готовился к часу «икс». На защиту у меня было три минуты, за это время надо было донести информацию до экспертов, чтобы она была понятной и лаконичной. К моему удивлению, эксперты, слушая меня, параллельно фотографировали презентацию, а я не понимал, то ли сама презентация плохая, то ли текста мало. Нервничал. Сильно. Когда время закончилось, пошли вопросы. Вернувшись в комнату, сидел, перечитывал заявку, ожидая, когда решится судьба проекта.
Наконец-то наступила церемония награждения. И когда уже объявили всех победителей, представитель Росмолодежи берет микрофон и говорит, что есть еще один победитель. Им оказался я. В тот момент пытался понять, то ли это была ошибка, то ли все-таки я смог получить грант на ту идею, которая живет со мной с 2019? Я достаточно долгое время занимался научно-исследовательской работой, и, видимо, не просто так, а тут выходит, что мне дали шанс организовать это. Мне бы хотелось, чтобы те ребята, которые сейчас учатся в школах, могли себе позволить проводить базовые исследования на специализированном оборудовании под руководством студентов-наставников, могли пробовать себя в профессии. Все говорят, надо помогать студентам, но студенты – это целевая группа, которая может получить знания от своего научного руководителя или преподавателя, но мы забываем про вторую целевую аудиторию – про школьников: завтра они придут в университет и элементарно не смогут включить микроскоп или провести базовое исследование, и важно уже сейчас их адаптировать и вовлекать в науку. Наверное, не просто так создаются крупные образовательные центры, такие, как «Кванториум». Возможно, наша маленькая школа – это первый сложный шаг к коллективной научно-исследовательской работе студентов и развитию научных обществ в регионе, а может, и в округе. Кто знает, возможно, и другие субъекты подключатся к участию в нашем проекте?