16 апреля, 2025 - 11:56

Сюрреализм и классика, современные портреты и уникальные истории – все это можно увидеть на арт-фестивале «Гардарика-Кавказ» в Нальчике. Более 40 авторов представили 101 работу – картины, скульптуры и инсталляции, доказывающие, что искусство не имеет четких границ между традиционным и новаторским.
Ежегодный арт-фестиваль «Гардарика-Кавказ» в этом году удивил посетителей не только масштабом, но и новой концепцией. Если раньше акцент делался на традиционное искусство, то теперь организаторы решили соединить классику и современное творчество. И это сработало: зрители увидели, как гармонично могут сосуществовать классика и современность, создавая единый рассказ о развитии искусства в России.
На этот раз в экспозицию включили более 100 работ разных направлений. Живопись, скульптура, керамика, декоративно-прикладное искусство – каждый уголок выставочного зала превратился в отдельную вселенную, где можно было проследить, как меняется художественный язык от традиционных форм к смелым экспериментам. Особую ценность выставке придали работы наших знаменитых мастеров Руслана Цримова, Анзора Сарбашева и Леуана Ахматова, их произведения и по сей день являются воплощением культурного богатства Кабардино-Балкарии.
Председатель комитета Парламента КБР по культуре, развитию гражданского общества и информационной политике Амырбий Текуев высоко оценил уровень представленных работ: «Художники передают свое уникальное видение мира. Этот мир, который они дарят нам своим творчеством, дает возможность любить и ценить природу, живопись, жизнь».
И ведь действительно, каждая работа на выставке – это диалог между художником и зрителем, между прошлым и будущим, между реальностью и фантазией.
Пока остальные гости детально изучали экспонаты, эксперт фестиваля «Гардарика-Кавказ» Римма Кириллова провела для нас мини-экскурсию и рассказала истории нескольких авторов. Одна из самых ярких – история Анвара Бахтеева, узбекского художника-сюрреалиста. В свое время его работы не находили понимания в консервативной среде, но это не остановило мастера. Вдохновленный творчеством Сальвадора Дали, Бахтеев создал полотна, где сталкиваются мечта и реальность. Его картины – это игра с формой, цветом и смыслами, невольно заставляющие зрителя задуматься.
Совсем другой, но не менее глубокий смысл – у работ Анны Крафт-Николаевой, автора проекта «Животные в искусстве». Ее картины изображают животных, и за каждой из них скрывается целая история. По задумке художницы, зритель должен сам «дорисовать» сюжет, найти в работе что-то личное.
При входе в зал взгляд сразу падает на работы Юлии Бессараб, художницы из Петербурга. Она представила серию портретов из проекта «Атлас таинственной красоты», где в центре каждой композиции – женщина. Образы с необычной, яркой внешностью становятся символами мира, дома, Родины, истинной красоты, окутанной легкой тайной и магией. «В интернете я увидела потрясающие фотографии и сразу написала их автору, предложив перенести образы на холст. Мы все обговорили, и так родилась идея для моей коллекции», - поделилась Юлия. Сейчас в ее «Атласе таинственной красоты» шесть работ, но художница планирует продолжить работу над этой серией.
К фестивалю приготовили и другую экспозицию, посвященную Максиму Григорьеву – художнику, который ушел добровольцем на СВО и героически погиб в ходе боевых действий. Инициатором выставки стала София Хажуева, студентка и координатор «Гардарики-Кавказ». После смерти работы творца, создававшего свои произведения под псевдонимом Галиаф Григорье, доставили в Прохладный, откуда София и привезла их на выставку. За свой вклад в сохранение памяти о героях девушка получила заслуженную благодарность.
Сюрпризом от организаторов фестиваля стал мастер-класс от Юлии Бессараб по созданию уникальной картины. Участники учились работать с фактурной пастой, смешивать ее с акриловыми красками и поталью (имитацией золота), а затем наносить на холст с помощью мастихина и кистей.
Темой мастер-класса стали горы – символ, близкий и понятный каждому жителю КБР. «Горы – это не просто пейзаж, это состояние души, особенно здесь, на Кавказе. Они символизируют стойкость, величие и ту особую связь с землей, которая характерна для местной культуры», - говорит художница.
Юлия подробно объясняла каждый этап работы. Она показывала, как с помощью пасты разной толщины можно создать эффект настоящих горных склонов: где-то нужно наносить плотные, рельефные мазки, чтобы передать крутые обрывы, а где-то легкие, почти прозрачные штрихи для далеких горных вершин. Художница обращала внимание на то, как игра света и тени помогает сделать изображение объемным – для этого она учила участников правильно распределять более светлые и темные оттенки. Ученики же внимательно повторяли за художницей, стараясь точно следовать ее рекомендациям. Постепенно на холстах проявились первые очертания гор – у кого-то более резкие и графические, у других мягкие и живописные.
В результате у каждого получилась своя неповторимая картина. Но главное, участники унесли с собой не только готовые работы, но и новые знания о том, как создавать объемные изображения на холсте.
«Гардарика-Кавказ» в этом году доказала: искусство не стоит на месте. Оно впитывает традиции, переосмысляет их и создает что-то новое. А главное – оно объединяет. Выставка будет работать в Нацмузее КБР до 30 апреля, так что у всех желающих еще есть возможность увидеть эти уникальные работы своими глазами. Будем ждать, какие сюрпризы подготовят организаторы в следующем году. Но уже сейчас ясно: фестиваль стал не просто выставкой, а настоящим культурным мостом между эпохами, направлениями и людьми.
Даная Шибилева.