23 апреля, 2025 - 10:59
Лучший день
Ахмат вместе с семьей ловили последние теплые октябрьские дни у реки: удили рыбу, грелись у костра, шутили. Идиллия, как в беззаботном детстве, где живет чистое, беспримесное счастье… «Какой хороший день, - поймал себя на мысли Ахмат, - наверное, и не может быть лучше».
Вдруг зазвонил мобильный телефон. На экране высветилось: «Валерий Абисалович». Гергиев! С замиранием сердца снял трубку. И то, что он услышал, еще долго звенело эхом в голове: «Ахмат, мы будем играть твою симфонию».
Во второй раз Ахмат Малкандуев пережил это состояние безграничного счастья, когда услышал свое произведение в исполнении симфонического оркестра Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
«Я не верил, что это происходит на самом деле, - признается композитор. – Даже сидя в зале, я не осознавал, не помнил и половины того, что происходило на сцене, настолько я был потрясен».
Как и любой автор, он, затаив дыхание, ждал, как же прозвучит «тот самый момент», волновался, и…звучало намного, намного лучше!.. «Я ведь никогда прежде не работал с таким оркестром, и то, что я слышал, было неописуемо».
После этого он понял, что хочет работать только с оркестром такого уровня. Но для того, чтобы репетировать с таким оркестром, столько предстоит пройти! И все же мечты сбываются, а значит…
«…симфонии должны исполняться»
Ахмат Малкандуев познакомился с Валерием Гергиевым два года назад в Москве, куда он приехал на Пасхальный фестиваль. Просто дождался маэстро в холле гостиницы, когда тот отправлялся на концерт. Поздоровался, представился: «Я Ахмат Малкандуев, композитор из Нальчика. Я мечтаю с вами поработать. Вот мои партитуры». Валерий Абисалович взял протянутые ему листы, пробежался по ним глазами, сразу ответил: «Запиши мой номер телефона».
С тех пор они периодически контактировали, Ахмат показывал свои произведения, правда, Гергиев пока не брал их в работу. Но он был в курсе творчества молодого композитора, знал и о создании «Ивы» – третьей симфонии Малкандуева.
Об «Иве» маэстро узнал так: Ахмат позвонил ему и сказал, что сочинил симфонию, которая достойна его внимания: «Если я плохую симфонию написал, то у меня в Кенделене есть десять баранов, я их всех зарежу и накрою стол на весь оркестр», - сказал я ему, а он ответил: «Бараны должны жить, а симфонии – исполняться». На том и порешили. Поэтому, когда Валерий Абисалович прибыл во Владикавказ на открытие нового концертного зала, он позвонил Ахмату и предложил приехать. С партитурой, разумеется.
Время маэстро, понятно, было расписано по минутам. Это буквально: встреча с Гергиевым у Малкандуева длилась не более минуты. «Мы зашли к нему в кабинет, я передал ему партитуру, он мельком взглянул на нее и положил на стол. Все. На этом встреча закончилась, - рассказывает Ахмат. – Я даже расстроился. Уехал домой. А в полночь он перезвонил мне и сказал: «Я завтра выезжаю в Турцию на гастроли, в самолете буду смотреть твою партитуру. Напиши мне сейчас, о чем произведение». Я написал, хотя не думал, что расскажу ему что-то новое.
Дружба, верность и кавказский характер
Симфония «Ива» посвящена дружбе двух великих поэтов Кабардино-Балкарии Алима Кешокова и Кайсына Кулиева в годы Великой Отечественной войны. Страшное время, время рек крови и слез. Именно поэтому – ива, символ вечного плача. Ахмат читал историю дружбы поэтов, ставших волею судеб солдатами, и был потрясен. Музыка сама начала рождаться в его душе. И то, что эта симфония в итоге прозвучала именно в год 80-летия Победы, стала красивым символом, данью уважения ко всем нашим воинам и к героям той истории.
Красной нитью через все произведения Ахмата Малкандуева проходит любовь к Родине, преклонение перед историей и культурой родного края. Когда-то, еще ребенком, он на фестивале в Тырныаузе так талантливо сыграл на национальной гармошке балкарскую мелодию, что весь зрительный зал не мог сдержать слез. Годы спустя он, начинающий композитор, представил свою первую симфонию «Минги Тау» («Эльбрус»), которая звучала и на родине в Нальчике, и в Большом зале консерватории в Саратове, где он учился. Там же в консерватории исполняли оперу Малкандуева «Легенда гор» по знаменитому сказанию «Тахир и Зухра». А вторая симфония композитора «Омела» покорила слушателей удивительным сочетанием балкарской и скандинавской народной музыки. А еще концерты, камерные сочинения, музыка для документального кино… Теперь – «Ива».
Для Ахмата Малкандуева любовь к родине – это не просто сентиментальное чувство, это действие. Дух. Характер, который взращивала его семья, и прежде всего – отец: как истинный горец немногословный, он даже родного сына впервые назвал по имени лишь когда тому исполнилось 22 года. Для отца было непреложным правилом: мужчину красит дело. Поступки. Поэтому праздность этому дому была неведома. Как и захваливание, потакание слабостям, хвастовство. Зато делалось все, чтобы дети получили лучшее образование и познали ценность труда, ведь только честный упорный труд приносит настоящий успех. А вот разговоры вроде «первый балкарский композитор…единственный…» Ахмат Малкандуев сразу пресекает: он просто композитор из Кабардино-Балкарии. Самый обыкновенный, как и любые другие мастера своего дела.
От подвала к консерватории
Выгнали... За драку! И откуда? Из шахматного кружка! Гордый парень, Ахмат не стал терпеть щелчки по носу от более опытных «юных шахматистов», ставивших мат новичку, вот и решил проблему одним махом. Так что с шахматами тоже было покончено. Какой это по счету кружок? Драка, конечно, впервые, но сколько можно: «не «цепляет», куда бы ни пошел...
А в один прекрасный день мама Ахмата рассказала подруге забавную историю, мол отправь сына в подвал за картошкой – так и не дождешься обратно: сидит там часами, да стучит по кастрюлям, позабыв обо всем на свете. Подруга посмеялась, конечно, но посоветовала не оставлять такую склонность мальчика к ритму и звуку без внимания. А почему бы не попробовать записать его в музыкальную школу? Ну и что, что ему 11 лет и опоздал с поступлением? Наверстает!
Музыкальный класс кавказской гармоники. Преподаватель очень серьезный: доцент кафедры народного художественного творчества СКГИИ Мадина Кожева, педагог, воспитавший не одно поколение музыкантов. Но учеба идет с трудом: сказывается «поздний старт»…
Однажды Ахмат увидел по телевизору, как гармонист играет национальную мелодию. Играл он настолько красиво, что сразу же захотелось научиться так же.
Мадина Анзоровна пообещала научить этой мелодии, но с одним условием: выучить все, что она задавала вплоть до этого дня. И Ахмат за полгода наверстал все. Награда – любимая мелодия!.. А вскоре Ахмат был уже в числе талантливых учеников и начал принимать активное участие в конкурсах, фестивалях, где занимал первые места.
Вопрос выбора профессии уже не стоял: конечно же, музыка. Поступил в колледж искусств, а после – в Саратовскую консерваторию, причем на единственное бюджетное место на факультете композиции.
С большим теплом Ахмат вспоминает те годы учебы и, конечно же, любимых преподавателей. Владимир Мишле, с его неизменными цветами, семечками и орешками, которые он скупал по пути в консерваторию у бабушек, а потом дарил всем в консерватории… Его деликатные замечания по композиции и дух полной свободы, но воспитывающий осознанное отношение к работе… Именно там Ахмат Малкандуев уяснил, что 80% учебы в вузе – это личная ответственность самого студента, его мотивация, его труд, дисциплина.
Порядок во всем
Этому же он учит теперь и своих студентов в СКГИИ, где преподает сольфеджио, теорию музыки, гармонию и другие предметы: «Насчет дисциплины я очень жесток, - говорит Малкандуев. – Я говорю своим студентам: «Ваша задача – прийти сюда с тетрадкой и ручкой, остальному я вас научу». Когда-то он сам прилежно записывал лекции в консерватории, делал заметки… Он сохранил эти записи, и теперь они здорово пригождаются еще и в работе.
Кто-то может возразить, де, творческие натуры – им ведь нужна воля, порывы души, настроение, вдохновение… На это Ахмат Малкандуев отвечает резко: «Творческому человеку нужна дисциплина». И вспоминает притчу про одного художника, который принял решение писать картины только на вдохновении, а в итоге не написал больше ни одной.
При этом Ахмату чужд «музыкальный снобизм»: он запросто может послушать на досуге рэп, «попсу». Хотя бы просто потому, что здесь можно позволить себе расслабиться и не анализировать произведение, что невольно происходит при прослушивании «высокой музыки». Ну а музыка «пошлая», как ее называл великий Альфред Шнитке, тоже имеет право быть. «Это уже дело вкуса», - разводит руками Ахмат, и признается, что как раз вчера послушал MiyaGi: «Нормально заходит».
А завтра?..
О будущем думает каждый здравомыслящий человек. Еще больше об этом думает тот, у кого дети. У Ахмата Малкандуева растет сын. Конечно же, он задумывается о том, в каком мире будет жить его ребенок.
«Мне очень откликается тот курс, которому следует наше государство, - говорит Малкандуев. – То «разнообразие», в котором погряз Запад, мне не близко. Не хочу, чтобы мой сын такое видел. Побольше мира хотелось бы среди людей, поменьше злобы. Чтобы как в детстве, когда были простые человеческие отношения, а не только рыночные. Пусть мир начнет жить чуть помедленнее, более размеренно, душевно, и тогда проблем будет поменьше. Отложи в сторону телефон, оглянись вокруг: вот солнце, природа, любуйся! Не надо пытаться все фотографировать, выкладывать в соцсети, а потом сравнивать, чья жизнь лучше. Живи свою собственную жизнь, и будешь счастлив».
Алена Докшокова.