30 апреля, 2025 - 13:44

«Так это фамилия?!» – Многие думали, что это необычное придуманное название легендарного музыкального коллектива, исполняющего музыку в различных жанрах, от фламенко и нью-эйдж до рока и электронной танцевальной, ведь оно идеально ассоциировалось с заморскими странами, легендами, и песнями из детства, зашифрованными в ласково звучащее «Ди-Дю-Ля…»
Он родился в белорусском городе Гродно. В краю, где, как говорят, живут люди, которые очень любят волшебные сказки и баллады, и сердца их мягки, а небесно-голубые глаза излучают нежность. Глядя на Валерия, в этом не останется никаких сомнений.
В пять лет он получил от мамы роскошный подарок – настоящую гитару. Взяв в ее в руки, Валерий отправился в свое большое странствие по жизни, и его пальцы не расставались со струнами больше никогда.
«В детстве не всегда удавалось путешествовать туда, куда хотелось, а через музыку это становилось возможным, и можно было отправиться даже на другие планеты», - говорил потом прославленный гитарист, который никогда не обучался музыкальной грамоте, но рос вместе с музыкой, как единый организм. И однажды музыка как волшебный ключ открыла для него сценические площадки всего мира.
Музыка привела Валерия и в кино: он принимал участие в создании саундтреков для кинофильмов, в том числе «Дом дураков» Андрея Кончаловского и «Кочегар» Алексея Балабанова.
Сегодня «ДиДюЛя» – один из самых активно гастролирующих музыкальных коллективов нашей страны. В эпоху цифры, когда музыка может зазвучать одним кликом, живой концерт становится особенно ценным.
Творчество Дидюли не предполагает слов: за редкими исключениями, он создает инструментальные композиции. Зато с большим удовольствием общается со всеми желающими, особенно с теми, для кого музыка – это больше, чем просто заполнение тишины.
Перед началом беседы гость пригласил всех желающих присутствовать на саундчеке, предваряющем концерт: полтора часа погружения в лабораторию акустического волшебства!
«Мы приехали с очень интересной концертной программой «Голос сфер». А сейчас можем присесть, будем разговаривать», - сказал он, широко улыбнувшись, и аудитория, помня, что у них только час, начала четко выдавать вопросы: тот редкий случай, когда не повисало ни одной неловкой паузы. Живая энергия беспрепятственно текла по залу, даже несмотря на внезапно отключившийся второй микрофон: «Понимаете, для чего нужен саундчек?» - по-отечески улыбаясь, прокомментировал Мастер, и…стало совсем спокойно и уютно, словно это не «встреча со звездой», но душевный разговор с кем-то родным и близким.
Первым делом, конечно, слушателям было интересно узнать, почему именно гитара, ставшая его судьбой?
«Гитара – очень популярный инструмент: ее удобно везде брать с собой, ну а мне буквально на физиологическом уровне нравилось смотреть, как на ней играют другие, и потом играть самому, - говорит музыкант. – Родители поддержали мое увлечение: купили классическую гитару, и с тех пор она меня держит. Главный вывод: если вам что-то нравится, надо отдаваться этому потоку, пусть он вас вдохновляет, наполняет. И будь это не гитара, а любой инструмент, и не только музыкальный – тоже здорово. От этого потока большое чувство радости в любой профессии, это и есть «найти свое предназначение».
А вот вопрос о том, в каком жанре он видит свое творчество, Валерий Дидюля предложил перенаправить к музыкальным критикам и музыковедам, отметив лишь, что сам он просто любит простую мелодию, такую, которую смог бы напеть любой человек. Для композитора главная цель в музыке – создать пространство легкости, радости, в котором слушатель будет получать удовольствие, ведь наша жизнь порою так непроста, и нужно помогать сохранять улыбку, чтобы помнить: жизнь – это все-таки божественный подарок, как бы ни было порою трудно.
Особое внимание Валерий Дидюля уделил рассказу о важности работы звукорежиссера: в свое время он сам работал звукорежиссером, и влияние звука на слушателя изучено им досконально. «Светом, звуком, оттенками, аранжировочными красками мы рассказываем об удивительном мире. Это путешествие по странам, континентам, галактикам, иным пространствам, и поскольку слов там нет, к этому путешествию нам нужно хорошо подготовиться еще и технически».
Он не любит слово «шоу». Наверное, потому что каждое выступление – это что-то очень личное, интимное. «Каждый раз, выходя на сцену, я задаюсь вопросом: что я хочу сказать зрителям? - говорит музыкант. – Ведь все эти люди отложили свои дела и пришли сегодня к нам. В каком смысле, мы ведь приручили их своей музыкой, и теперь мы вместе с ними». Да-да, та самая фраза из «Маленького принца» Экзюпери приходит на ум не случайно: это была одна из любимых книг Валерия Михайловича.
Музыка Дидюли – это своего рода путевые заметки, и неизбежно звучит вопрос: а появится ли «музыкальный портрет Кавказа»?.. Судя по ответу композитора – вполне возможно! «Я ощущаю удивительную энергию этой земли, - говорит Валерий. – Я был здесь в начале 2000-х, многое с тех пор изменилось, как изменился и наш подход к работе. Спасибо вам за ваше радушие!»
Чувство Родины для музыканта неотъемлемо: «генетический код» отчего дома неизбежно будет считываться даже в «заморских» мотивах: испанских, арабских, которые в свое время сделали Дидюлю всемирно известным.
Не второй родиной, но безусловно «территорией музыкальной инициации» стала для Валерия Испания: именно там, играя на уличных концертах, он проникся фламенко, прихотливыми узорами арабской музыки, веками звучавшей на улицах Андалусии в ее далеком прошлом. Все это оставило узнаваемый оттиск на творчестве композитора – экспериментатора, алхимика звука.
Внутренняя свобода, открытость новому, но внимательность к деталям и дисциплина – ключевые ингредиенты для импровизации, без которой невозможно рождение действительно живой мелодии. И Валерий Михайлович прямо в зале продемонстрировал это, исполнив на гитаре несколько характерных мелодий в разных стилях. «Не бойтесь ошибаться, не бойтесь быть несовершенными, настоящая красота кроется в парадоксах, - говорит мастер, отмечая, что даже то, как он держит гитару: вовсе не по правилам, а закрепив на груди, – тоже про право быть свободным, быть собой. – Музыка – это территория свободы, добра, радости и ясности».
И, как свойственно настоящим гениям, Валерий Дидюля охотно согласился ознакомиться с творчеством местных талантливых музыкантов, предложив прислать ему ссылки на интересные музыкальные проекты: «Мы ездим по совершенно разным городам и весям, по республикам, странам. Я планирую приглашать местных интересных музыкантов, и с ними делать номер, а потом вместе выходить на сцену во время концерта, используя колорит местных культур, - говорит музыкант. – Вижу, у вас есть все возможности для развития творческой молодежи: какое здесь шикарное арт-пространство создано, приятно удивлен!»
Особая тема – музыка для кино. У Дидюли даже есть отдельный альбом: «Музыка неснятого кино». Композиции этого альбома звучат действительно очень «кинематографично». Однако, в кино попала музыка, которая изначально не предназначалась для этого: речь идет о композициях из первого альбома автора, музыке, которая в итоге стала «аудиовизиткой» фильма Алексея Балабанова «Кочегар». Так фильм стал своего рода «соавтором» музыки, наложив свои фильтры в ее восприятие.
«Мне тогда позвонил Алексей Балабанов, и сообщил, что хотел бы использовать мою музыку в своей киноленте, поскольку она в определенном смысле повлияла на сценарий фильма, - рассказывает Дидюля. – Я был так приятно удивлен, что, конечно же, дал согласие. Специально для фильма я ничего не создавал, он взял готовые композиции, но после выхода картины они приобрели другое звучание, настроение: режиссер Балабанов такой правдоруб, и рассказывал он о сложном времени, о России 90-х, так что сочетание жесткой картинки и такой легкой мелодичной композиции создали нечто новое. Это потрясающий режиссерский прием. Теперь уже я сам те композиции воспринимаю иначе: в них появился какой-то мистицизм и в то же время жесткость, резкость». За эту работу в 2010 году композитор получил премию «Белый слон» от гильдии киноведов и кинокритиков России в номинации «Лучшая музыка к фильму». К слову, композиции, звучавшие в этом фильме, исполнялись в тот же вечер на концерте в Нальчике.
В конце беседы затронули на первый взгляд неожиданные, но по сути не менее ценные для музыкантов и вообще творческих людей вещи: обсудили, как музыкант ухаживает за своими руками и в частности за ногтями – важным «инструментом» для гитариста, и как он проводит время вне музыки, если такое бывает (Ответ: да, бывает. Это важно для «перезагрузки», иначе может случиться эмоциональное выгорание).
Завершилась беседа фотосессией и вручением подарков виртуозу: Валерий Дидюля увезет домой не только эмоции зрительного зала, впечатления о созерцания красот местной природы, но и сувениры с логотипом «МО7ОД». А еще маленького друга, знакомого каждому ребенку нашей страны: Чебурашку, ставшего талисманом нашей молодежи.
И напоследок – напутствие от Мастера: «Покупайте детям гитары! Вообще, давайте вместе творить, экспериментировать, быть свободными, искать новые творческие открытия, поддерживать друг друга словом, делом. Не бойтесь, творите, открывайте. Все в ваших руках».
Алена Докшокова.
Фото Татьяны Свириденко.