7 мая, 2025 - 11:11

Нальчикская школа №33 без сомнения, самая деятельная в плане работы с медиа, у них со дня открытия школы работают почти все виды СМИ – печатные, сетевые, радио, а еще раз в год проводятся творческие фестивали – кинофестиваль «Окно в кино» и так любимая мной Медиабитва. Это большое конкурсное мероприятие, в котором участвует вся параллель восьмиклассников. На пару недель все восьмиклассники школы превращаются в журналистов и состязаются в двух турах конкурса – очном и заочном. В каждом по три задания. В очном: брейн-ринг по «общим вопросам» – таким, в которых любой журналист просто обязан разбираться – история, политика, география, экономика. Это раз. Во втором предлагается отредактировать печатный текст, исправив ошибки, в третьем соперничают «дикторы» – им надо красиво и правильно прочитать сложный текст, в котором главное не смысл, а произношение трудновыговариваемых слов. Заочный тур не менее интересен. Первое задание предполагает написание эссе на заданную тему, второе – снять рекламный ролик о каком-нибудь школьном предмете, и третье – сделать фотокопию, или, как сами школьники сейчас говорят, косплей картины какого-нибудь художника.
Этот косплей в Медиабитве я-то и жду больше всего – не устаю удивляться фантазии подростков. Причем, мне лично нравятся практически все работы, ну ладно, некоторые все же чуточку больше.
Идея не нова, помнится, таким косплеем народ увлекся, сидя на карантине во время короновируса: картины художников – знаменитых и неизвестных – копировали во всем мире, для кого-то это даже стало своеобразным хобби.
Идею косплея картин как конкурса заместитель директора школы по научно-методической работе Елена Пышная, она же автор идеи школьного «медиахолдинга», «подсмотрела» в одной из школ Прохладного. Конкурс адаптировали под собственный «медиахолдинг» и уже лет шесть с удовольствием его проводят. Причем с огромным энтузиазмом – фантазируя, споря, подключая к работе родственников и друзей, выискивая нужные реквизиты и подбирая костюмы. Казалось бы, все просто: выбираем картину любого автора, подбираем костюмы и «фотограф щелкает, и птичка вылетает…» Теперь остается только сравнить оригинал и фотокопию. Но это только на первый взгляд просто – только по поводу того, какую картину выбрать, идут целые баталии в классных чатах, а ведь еще надо раздобыть платья, парики, декорации...
- Оценивает работы в Медиабитве взрослое жюри, состоящее из педагогов, не преподающих в классах-конкурсантах, и интернет-голосованием, - говорит Елена Пышная. – Первые три-четыре года мы постоянно вносили какие-то новшества в Медиабитву – хоть небольшие, но они были, это мы так совершенствовали наш конкурс. Сейчас, на наш взгляд, Медиабитва в своей оптимальной форме. Но не перестает ежегодно удивлять, так как участники ее – не просто энтузиасты, но и очень талантливые дети, с богатой фантазией и отличным чувством юмора. В этом году, например, у нас впервые за шесть лет был косплей картины, на которой нет одушевленных предметов – «дэшники» делали фотокопию работы Каземира Малевича «Черный квадрат»! И нет, они не просто сфотографировали черный лист бумаги, например, или ткани, они в буквальном смысле выложили «квадрат Малевича» собственными телами на полу в классе!
«Дэшницы» Илона Кочесокова, Эльмира Гуртуева и Аделина Багаева – идейные вдохновители косплея «Черный квадрат».
- Мы несколько дней обсуждали в школьном чате, какую нам картину выбрать, - рассказывают девчонки. – Были предложения: «Мона Лиза» и «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Девочка с персиками» Валентина Серова, но остановились на нашей идее – «Черный квадрат». Нам хотелось чего-то необычного, оригинального, того, что до нас еще никто не делал. Выбрали четырех одноклассниц, примерно одинакового роста и комплекции, одели их во все черное и в классе перед уроком «разложили их квадратом». На съемку ушло минут 15, по сравнению со спорами по поводу выбора картины – всего ничего! Кстати, обратите внимание, мы так удачно подобрали «моделей» и тона их одежды, что, когда смотришь на картину, не сразу можно заметить, что она – «из людей»!
Ясмина Оразаева – автор идеи косплея «Неизвестной» Крамского.
- Ну как можно было другую картину выбрать, если моя одноклассница Альзира Ольмезова с этой «Незнакомой» похожи как две капли воды?! – удивляется она. – Нам оставалось только шляпку подходящую для нее найти.
Мне еще, знаете, почему этот конкурс нравится? Потому что много интересного про картины узнаешь! Мы, когда фотокопию готовили, разные истории про эту работу Крамского прочитали – все версии того, кто именно изображен на картине. И про самого автора тоже, и про другие его работы. Полезно же!
А вот «вэшники» со своей фотокопией картины Энгельса Козлова «Теоретики» заставили и меня полезть в гугл, как, впрочем, и авторы двух других фотокопий – Чжао Чун и Джима Фицпатрика. Этот «экскурс в биографию и творчество» мне понравился, права Ясмина: конкурс действительно полезен тем, что благодаря ему можно немало интересного открывать для себя в мире искусства и узнавать новые имена и новые работы.
Эмин Ишыгов и Альбрет Блянихов так же, как и я, благодаря Медиабитве, случайно открыли для себя работы советского живописца и портретиста Энгельса Козлова.
- Я вообще не знал, кто это такой, - признается Эмин. – Мы сначала рассматривали для косплея только очень известные картины и почти неделю спорили. А потом мне друг предложил: «Найди в Интернете картину Козлова «Теоретики», по-моему, она идеально подходит для косплея!» Друг в «художке» учится, и они там как раз эту картину обсуждали. Мы нашли ее, и правда – идеально подходит! Каких-то особенных декораций и костюмов для копии даже не понадобилось, пришлось только для единственной девушки на картине искать парик и платье в стиле 60-х. Снимали в классе вместе с нашим классным руководителем Тамарой Сафраиловной Бесланеевой. Она у нас была режиссером. Часа два снимали, столько копий сделали, пока не получилось то, что нам всем понравилось, устали даже! Но это был, если честно, приятный творческий процесс.
8 Б – Чжао Чун «Без названия»
8 Г – И. Крамской «Неизвестная»
8 Е – М. Фицпатрик «Один день из жизни»
8 Д – К. Малевич «Черный квадрат»
8 В – Э. Козлов «Теоретики»
Г. Урусова.