13 октября, 2025 - 09:09
Завершаем начатый в прошлом выпуске рассказ о различных эффектах, имеющих свои названия и относящихся к самым разным областям жизни.
Эффект бабочки. Этим часто употребляемым термином обозначается свойство некоторых хаотичных систем: незначительное влияние на систему может иметь большие и непредсказуемые последствия, в том числе в совершенно другом месте. В хаотическом мире трудно предсказать, какие вариации возникнут в данное время и в данном месте, ошибки и неопределенность нарастают экспоненциально с течением времени. Название явлению дал Эдвард Лоренц, американский математик и метеоролог, один из основоположников теории хаоса: бабочка, взмахивающая крыльями в Айове, может вызвать лавину эффектов, которые могут достигнуть высшей точки в дождливый сезон в Индонезии. В литературе к этому эффекту отсылает рассказ Рэя Брэдбери «И грянул гром» (1952), где гибель бабочки в далеком прошлом изменяет мир очень далекого будущего.
Описание этого эффекта приведено в стихотворении Самуила Маршака «Гвоздь и подкова», основанном на старинной английской пословице: «Не было гвоздя – Подкова пропала/ Не было подковы – лошадь захромала./ Лошадь захромала – Командир убит./ Конница разбита – Армия бежит./ Враг вступает в город, Пленных не щадя,/ Оттого, что в кузнице не было гвоздя».
Эффектом наблюдателя называют физическую теорию, которая гласит, что простое наблюдение за явлением неизбежно изменяет его. Бытовым примером служит проверка давления в автомобильных шинах: это трудно сделать, не выпуская немного воздуха при соединении с манометром, кроме того, прибор сам имеет какой-то объем. Также невозможно увидеть какой-то объект без облучения его светом или другими частицами (электронами в электронном микроскопе), а это уже влияет на состояние объекта. Кстати, американский астрофизик, популяризатор науки Карл Саган назвал «эффектом наблюдателя» значительное сокращение или полное исчезновение парапсихологических эффектов и способностей экстрасенсов в присутствии скептически настроенного наблюдателя.
Эффект ореола, или гало-эффект – когнитивное искажение, результат воздействия общего впечатления о чем-либо (явлении, человеке, вещи) на восприятие его частных особенностей. Примером может служить впечатление, что у людей с привлекательной внешностью более высокие умственные способности. В управлении персоналом гало-эффект является источником ошибок в оценке личности, когда наблюдатель пользуется лишь первым впечатлением или запоминающейся чертой в оценке индивидуальности. В народной мудрости этот эффект отражен в пословице «По одежке встречают…». И, как бы это ни было несправедливо, предвзятое отношение к людям, основанное на оценке их внешности – как привлекательной, так и непривлекательной, – весьма распространено. Привлекательных людей лучше воспринимают в обществе, они испытывают меньше затруднений при трудоустройстве и карьерном продвижении и т.д. Стереотип физической привлекательности был подтвержден в 1994 году в ходе эксперимента с участием девушки, чье лицо при помощи гримера было обезображено рубцами, синяками и родимыми пятнами. Так вот, в пригородных поездах пассажиры обоих полов избегали садиться рядом с этой девушкой. Внешне привлекательных людей авансом наделяют социально желаемыми качествами, так же авансом отказывая в них непривлекательным людям. Этим стереотипом во многом объясняется обширное развитие пластической хирургии, а вслед за ней и психосоматика в рамках психологии телесности – изучение того, как образ тела и его изменение влияют на самовосприятие человека.
«Эффект Бэмби» – неприятие убийства животных, которые воспринимаются как «милые» или «очаровательные», например оленей, в то время как страдания животных, которые воспринимаются как отталкивающие или нежелательные, например, свиней или крыс, могут практически не вызывать возражений. Термин вдохновлен анимационным фильмом Уолта Диснея 1942 года «Бэмби», где кульминацией является смерть матери главного героя от рук антагониста фильма – охотника, известного только как Человек. Данный эффект наблюдался, в частности, после рекордного снегопада в американском штате Колорадо в 2007 году, когда корма для мулов, вилорогих антилоп и лосей стало так мало, что они начали голодать. Департамент охраны дикой природы штата Колорадо был завален просьбами и предложениями о помощи от граждан и в итоге потратил почти 2 миллиона долларов на кормление голодных животных. Многие, кстати, считают, что «эффект Бэмби», как и в целом антропоморфные («очеловеченные», наделяемые человеческими чертами) персонажи Уолта Диснея, способствовал развитию вегетарианского движения.
Эффект домино – кумулятивный эффект, возникающий, когда одно событие запускает серию аналогичных или связанных между собой событий, своего рода цепная реакция. Этот термин является аналогией падающего ряда костяшек домино. Термин используют и в прямом смысле (когда речь идет о серии реальных столкновений), и в переносном (когда речь идет о причинно-следственных связях в таких системах, как глобальные финансы или политика). В химии этот принцип применяется в реакции домино, когда одна химическая реакция создает условия, необходимые для последующей реакции, которая вскоре происходит. В сфере технологической безопасности авария по принципу домино – это первоначальное нежелательное событие, вызывающее дополнительные события в связанном с ним оборудовании или на объектах, что приводит к более серьезным последствиям, чем сама авария.
Эффект IKEA был выявлен в 2011 году. Исследователи описали его так: «Когда одного труда достаточно, чтобы вызвать большую симпатию к плодам своего труда: даже создание стандартного бюро – трудная задача, которую нужно выполнять в одиночку, может привести к тому, что люди будут переоценивать свои (часто плохо сделанные) творения». Они ссылались на предыдущие работы других исследователей, которые продемонстрировали, что чем больше усилий человек вкладывает во что-то, тем больше он это ценит. Этот феномен наблюдался в самых разных областях – от психотерапии до «промывания мозгов». А вот дизайнеры продуктов и маркетологи знали об эффекте IKEA задолго до того, как он получил свое название. Исследователи привели в пример продукт Build-a-Bear, который позволяет людям делать собственных плюшевых мишек. Многим потребителям нравится такая возможность, даже несмотря на то, что они платят высокую цену за продукт, за который, благодаря их труду, производителю не нужно платить производственные издержки. Кроме того, исследователи отметили популярность «отдыха на сеновале», когда горожане платят фермерам за работу. Во всех этих случаях, по мнению исследователей, люди охотнее платят за то, во что они вложили часть своего труда.
