22 октября, 2025 - 14:08
Это был настоящий марафон дружбы, где на сценах городских театров встретились девять лучших коллективов из Абхазии, Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Чеченской Республики и Южной Осетии. Фестиваль стал живым пространством для диалога культур через высокое искусство, где вход на все спектакли был свободным, сделав театр по-настоящему народным.
ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ
Торжественная церемония открытия в Государственном музыкальном театре КБР задала тон всему марафону. Приветствие от председателя Союза театральных деятелей России, народного артиста РФ Владимира Машкова, зачитанное председателем Союза театральных деятелей КБР Майей Фировой, сразу создало атмосферу тепла и предвкушения чуда. «Пусть «Южная сцена» оставит теплые воспоминания и желание вновь вернуться в атмосферу волшебства, которую создает театр», - прозвучали слова мастера.
Масштаб замысла подчеркнул и председатель жюри, профессор ГИТИСа Андрей Ястребов: «Я уверен, что фестиваль поднимет как зрителя, так и актеров, и меня в том числе, до своих высочайших вершин».
Эти слова стали пророческими.
Фестиваль открылся спектаклем «И жизнь, и слезы, и любовь...» Русского госдрамтеатра им. М. Горького в постановке Евгении Толстовой, который сразу задал высочайшую планку. Как отметил режиссер и ведущий артист театра Аубекир Мизиев, впереди зрителей ждало насыщенное и разнообразное путешествие в мир искусства.
СЦЕНА – МОСТ МЕЖДУ МИРАМИ
Несмотря на конкурсную основу, для большинства участников «Южная сцена» стала прежде всего пространством для творческого обмена и дружеского общения. «Это хорошо, что организовывают такие фестивали, - делится актриса Балкарского государственного драматического театра им. К. Кулиева Фатима Мамаева. – Театры знакомятся друг с другом, учатся, видя потенциал друг друга, а ценные замечания критиков дают направление для дальнейшего развития».
Эту мысль разделяют и руководители театров. «Такой фестиваль, помимо того, что дает возможность лицезреть театральное искусство, учиться друг у друга, еще и объединяет нации, людей вокруг братства, добра и любви. Он является духовной основой», - уверен режиссер Северо-Осетинского театра им. В. Тхапсаева Александр Битаров, представивший на суд зрителей свое оригинальное прочтение «Мизантропа» Мольера.
Программа фестиваля поразила разнообразием жанров и глубиной сюжетов.
Чеченский государственный академический драматический театр им. Х. Нурадилова представил пронзительную «Кровавую свадьбу» Лорки, где режиссер Роман Мархолиа создал атмосферу драмы вселенского масштаба.
Любовь к Родине и трагедия целого народа, оказавшегося на краю гибели – эти сложные темы поднимались в спектаклях «Горсть земли» Национального театра им. И. Цея Театрального объединения Республики Адыгея и «Асду» Абхазского государственного драматического театра им. С. Чанба. Постановки вызвали неподдельную эмоциональную реакцию у зрителя.
Какой российский театр без жемчужин русской классики? «Вишневый сад» в постановке Кабардинского государственного драматического театра им. А. Шогенцукова собрал верных поклонников драматургии Чехова, а Балкарский государственный драматический театр им. К. Кулиева блестяще представил «Мещан» Горького. История о вечном конфликте поколений звучала удивительно современно, а перевод на балкарский язык сделал ее еще ближе для местной аудитории.
Давно полюбившаяся местному зрителю «Ханума» открыла новые грани образов в постановке Ингушского государственного драматического театра им. И. Базоркина. А Русский театр драмы и комедии Карачаево-Черкесии привез в нашу республику свой спектакль «Женщина-Змея» по сказке К. Гоцци сразу после премьеры дома.
Особое место в программе заняли спектакли о войне.
Юго-Осетинский государственный драматический театр им. К. Хетагурова представил постановку «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова.
«Это спектакль для многих, - рассказывает режиссер Казбек Джелиев. – Это попытка осмыслить трагические страницы истории и их влияние на современность».
Спектакль «Материнское поле» Лакского государственного музыкально-драматического театра им. Э. Капиева, поставленный к 80-летию Победы, стал настоящим откровением. В его основе – повесть Чингиза Айтматова, которую режиссер, народный артист Северной Осетии Гиви Валиев сумел сделать вневременной.
«Темы, которые поднимаются в этом произведении, откликаются в сердцах матерей любой национальности в любое время, - поясняет режиссер Лакского театра Руслан Ларин. –
Многие матери, потерявшие своих сыновей, приходят на спектакль по нескольку раз и переживают те же самые эмоции. Для многих он стал очень близким, тем более в наше непростое время».
Завершился фестиваль спектаклем, также посвященным военной тематике. «Небесный тихоход» в постановке Кабардино-Балкарского государственного музыкального театра – любимая не одним поколением и на первый взгляд «легкая» история, пусть и разворачивающаяся в непростых военных условиях, также затрагивает темы, близкие каждому человеку во все времена: любовь, честь, долг…
ДИАЛОГ ЗА КУЛИСАМИ
Помимо ярких спектаклей, «Южная сцена» традиционно включала в себя мощную образовательную и дискуссионную программу.
В фойе Музыкального театра развернулась масштабная выставка архивных фотографий, рассказывающая о творческом пути театров Кабардино-Балкарии.
Для актеров и студентов прошли мастер-классы по актерскому мастерству, ставшие площадкой для обмена уникальным опытом.
Ключевым событием деловой программы стал круглый стол «Развитие национальных драматических театров в современных условиях». Участники – руководители театров, режиссеры, критики – обсудили насущные вопросы.
Заместитель министра культуры КБР Аминат Карчаева рассказала о мерах поддержки, включая гранты в рамках нацпроекта «Культура» и ежегодные гранты главы КБР для национальных театров.
Театровед, эксперт международных и всероссийских фестивалей Нина Карпова отметила позитивную тенденцию: «Молодежь все больше погружается в творческую среду и служит сцене и своему зрителю. На хорошей драматургии и режиссуре растут актеры, появляются новые молодые дарования, которых нужно ввести в профессию».
ПОБЕДИЛ ТЕАТР
Гала-концерт и церемония награждения стали ярким финалом недели, насыщенной искренними эмоциями.
Министр культуры КБР Мухадин Кумахов, обращаясь к залу, нашел точные слова: «Знаете, нет хороших болезней, но есть одна замечательная болезнь – болезнь театром. Я вам желаю болеть театром, потому что здесь очищается душа, а мозг находит пищу для размышлений».
Под бурные аплодисменты на сцену поднимались художественные руководители театров-участников. Звучали слова о том, что после перерыва фестиваль вернулся с триумфом, доказав свою необходимость не только для профессионалов сцены, но в первую очередь для зрителей.
Кульминацией стала церемония награждения. Как верно заметили со сцены, главным лозунгом мог бы стать девиз: «Победил театр!» Были отмечены лучшие актерские дуэты, роли, ансамбли. Специальные номинации нашли своих героев за продвижение интеллектуальной драматургии, лучшую хореографию и сценографию.
Главная награда – «Лучший спектакль» – была присуждена сразу двум постановкам: «Кровавая свадьба» Чеченского театра и «Горсть земли» Национального театра Республики Адыгея.
Незапланированным и самым проникновенным моментом стало поэтическое выступление народной артистки Чеченской Республики, председателя Союза театральных деятелей ЧР Хавы Ахмадовой, сорвавшее шквал аплодисментов.
Красивым заключительным аккордом прозвучали слова народного артиста Республики Дагестан, заслуженного артиста РФ Аслана Магомедова, поблагодарившего чуткую публику Нальчика: «Без вас, зритель, то, что мы делаем, не было бы нужно».
Фестиваль «Южная сцена» вновь доказал, что искусство не знает границ. Это мост, соединяющий сердца разных народов, и дыхание сцены не должно прерываться.
Завершаясь, фестиваль не опустил занавес, а открыл новые дороги – от театра к миру и от сердца к сердцу. До новых встреч на гостеприимной земле Кабардино-Балкарии!
Алена Докшокова.
Фото Татьяны Свириденко.
