13 марта, 2022 - 11:15
На минувшей неделе в Нальчике в Музее изобразительных искусств имени Ткаченко открылась персональная выставка фотохудожницы Элины Караевой «Взаимосвязи. Бессознательная живопись».
Элина – фотокорреспондент газеты «Адыгэ псалъэ», состоит в Союзе журналистов России и в фотоклубе «Свой стиль». Это первая для нее персональная выставка в Музее ИЗО. Ранее девушка демонстрировала свои работы из серии «Геометрия форм» в Арт-центре Мадины Саральп. «Тогда были представлены детали дверей и окна, - рассказала Караева. – Меня привлекали разнообразные формы, а сейчас еще и фактура, текстура, цвет. Их многообразие в мире и связь с местом расположения и народом, который они представляют».
Как следует из названия, экспозиция разделена на две части, которые заняли разные залы галереи: в первом зрители видят абстрактные фотографии стен с надписями, рисунками или постаревшей, осыпающейся краской, а во втором – изображения дверей из множества городов мира. Также в музее представлена коллекция аксессуаров, созданная специально для этой выставки. Кстати, все украшения и хлопковые экосумки с изображением полотен Кандинского и фотографий работы самой Караевой можно приобрести.
Снимки, представленные в первом пространстве, сделаны, по словам автора, под впечатлением от абстрактной живописи Василия Кандинского: «Под воздействием времени стены зданий и домов принимают порой абсолютно абстракт-ные формы и фактуры, в которых я нахожу вдохновение и красоту». Эти ее впечатления от «эстетики разрушения в повседневной городской среде» и составляют серию «Бессознательная живопись».
«Разные двери, разные конструкции домов… Но хочется заглянуть за каждую из них, узнать, кто за ними живет», - поделилась своими чувствами заведующая выставочно-экспозиционным отделом музея Нина Леонтьева. Во втором зале зрителя встречают двери – порталы «Взаимосвязи» со всех уголков планеты, и кажется, будто можно, отворив любую из них, попасть в иную реальность.
Началось все с Нальчика, с дверей на улице Кабардинской. Элине захотелось напомнить, что их нужно беречь. «Потом были Каир, Азербайджан, Эстония, Турция, Грузия, Израиль, Санкт-Петербург… Путешествуя по миру, я замечаю взаимосвязи между людьми и местом, где они проживают. Так, на Востоке двери принимают узнаваемые арочные формы, в Европе – более лаконичные, а на Юге их красят в яркие краски. Но где бы они ни располагались, они связывают человечество», - считает Элина.
«Глядя на эти двери, я подумал: они ведь пережили многих своих хозяев. Сколько раз в них вносили младенцев и из них же выносили тех, кого провожали в последний путь! Они были свидетелями целых эпох. И дай Бог, чтобы все двери открывались на радость!», - пожелал фотохудожник, член фотоклуба «Свой стиль» Тенгиз Мокаев.
Выставка Караевой – это свое-образный призыв относиться бережно к архитектуре родного города, его дверям и окнам. Окна – еще одно увлечение фотографа: все фото дверей обрамлены в старые оконные рамы.
Экспозиция «Взаимосвязи. Бессознательная живопись» будет открыта до 14 марта.