25 марта, 2022 - 15:40
Международный день театра кукол, учрежденный решением UNIMA (Международный союз деятелей театра кукол) в 2002 году, отмечается ежегодно 21 марта. Об этом загадочном и волшебном искусстве «Молодежка» поговорила с талантливым художником-кукольником Феридэ Енамуковой.
«Еще в детстве мама показала мне настоящий театр кукол с его метафоричным миром и рассказала о том, каким он может быть волшебным», - делится Феридэ историей того, как в ней зародился интерес к театральным куклам. Ее мама – Фатима Кумыкова, обладательница уникального голоса, ведущая актриса театра кукол Кабардино-Балкарии – сейчас уже на пенсии. Сама Феридэ быть художником-кукольником не планировала, хоть и интересовалась этим ремеслом с детства. Выбрала дизайн среды, и в годы учебы ей предложили сделать бутафорию для одного спектакля...
- Кукольник – это особая природа. Мне кажется, если ты не расположен к этому, если ты заранее внутренне не так сконструирован, у тебя ничего не выйдет. С недавних пор этому делу учатся у мастеров, которые преподают в некоторых вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме этого, можно попасть на очень крутые мастер-классы для кукольников, на форумы, где можно общаться и обмениваться опытом со своими коллегами, фестивали, школы. Я выбрала второй путь.
Что меня вдохновляет? Сейчас – необычные люди, по-настоящему искренние, добрые, простые, может быть, даже наивные. Не знаю, вероятно, через год это будет что-то другое. Все меняется. А вообще «создать куклу по вдохновению» – звучит красиво, но все же так не бывает. Во всяком случае, у меня. Я могу создать эскиз по вдохновению, и за этим последует долгий и сложный процесс: схватка между тем, чего я хотела бы, и тем, что я есть. Театральных кукол множество – тростевые, планшетные, перчаточные, марионеточные, теневые – и каждая требует особого подхода, здесь все должно быть детально продумано: от эскиза до чертежа.
Несколько лет назад Енамукова занялась созданием не только театральных, но и авторских кукол: «Появилась такая потребность».
- Первая серия называлась «Бабочки». Это были антропоморфные бабочки, бабочки-старушки. «Моя рука нашла его в раю цветка» – второе название серии – отрывок из любимого стихотворения Уильяма Блейка «Мотылек». Кстати, одна из этих бабочек-старушек похожа на мою бабушку, я назвала ее Чжуан-цзы. Это моя любимая кукла. Была еще серия «Скажи, что я птица!», которую я раздарила, но теперь собираюсь продолжить ее.
Кукольное искусство очень древнее, это уникальное явление. Кукла появилась тогда, когда человек почувствовал потребность познать мир, познать себя в этом мире. У истоков его появления стоят религиозные мотивы: с помощью кукол совершали обряды. Сначала использовали просто неподвижные статуэтки, позже обряды переросли в кукольные представления. Кстати, самый древний известный театр кукол (мистерия Осириса-Исиды), существование которого относят к XVI веку до нашей эры, нашли в 1904 году во время археологических раскопок в Египте. Тысячелетия театр кукол совершенствовался и продолжает это делать. А будущее, думаю, за синтетическим театром, где будут куклы всех форм, роботы, люди, проекции и прочее.
Республиканский театр кукол в основном работает с детьми, есть спектакли для школьников. Но в театре кукол можно делать постановки практически для всех – и для взрослых, и для подростков, и для малышей. Хотя детский вовсе не значит простой. В детском спектакле можно говорить об очень серьезных вещах, только на детском языке. Единственное, важно помнить, что этот вид искусства не терпит много текста. Здесь нужно половину текста переводить в действие. Кукла без действия мертва.
Знаете, как отличить хорошего актера-кук-ловода от плохого? Если во время спектакля кукла практически не шевелится и висит как мертвая, или «катается» по сцене, а актер всей своей мимикой и движениями пытается компенсировать свое неумение управлять ею, значит, перед вами халтурщик. Таких много, будьте осторожны! Если на сцене настоящий кукольник, вы забудете о его существовании, даже если его будет видно. Вот и все.
Что касается управления куклой, это процесс очень тонкий. Не каждый может прочувствовать и оживить ее, этому надо долго учиться. К сожалению, крайне мало людей умеющих по-настоящему управлять куклой. Здесь еще не стоит забывать опять-таки о том, что театральная кукла имеет много форм и конструкций. К каждой надо искать подход. Есть куклы, которыми управляют сразу шесть человек. Здесь должно быть хорошее партнерство. Не лезть вперед, не заниматься самолюбованием. Это все не про кукольника.
У каждой куклы свой характер. Перед тем, как начать играть, важно с ней познакомиться, посмотреть на ее лицо со всех сторон. Здесь она обижается, а вот если так повернуть и показать зрителю с этого угла, она будет улыбаться. Важно понять ее возможности: как она ходит, как работают ее руки. А потом научить ее ходить, своей, особенной походкой. Нужно научить ее говорить, плакать, смеяться. Это все не просто так, это профессиональный подход такой. Кукла в театре кукол – это живой организм: если ты к нему относишься пренебрежительно, он обязательно тебе отомстит во время спектакля. А люди, работающие в театре кукол, должны быть неукротимыми выдумщиками и мечтателями. Здесь важно сохранить в себе ребенка.
Сейчас Феридэ Енамукова работает над своим новым проектом – кукольным театром теней «Розовые очки».
- Это мой самый любимый вид пространственно-временного искусства. Я долго собирала уникальный опыт мастеров такого театра. Общалась с зарубежными коллегами, так как у нас мало информации по этому виду искусства, и наконец пришла к запуску своего проекта. В кукольном театре теней будут играть теневые марионетки. Мы не будем себя чем-то ограничивать, в наших спектаклях будут появляться куклы различных форм. Театр теней – это еще один огромный пласт, который имеет свою уникальную историю. Мы хотим повлиять на культурное развитие людей в нашем городе, показав новый и необычный для нас вид театрального искусства.
Театр теней для нашей страны сравнительно молод. Он требует специальных условий и немного больше усилий. Наверное, поэтому он не так распространен. Но, несмотря на все сложности, это завораживающий вид искусства, действующий терапевтически на нервную систему, что сейчас важно. Время, конечно, тяжелое для начинаний, но мы все равно будем двигаться вперед. В нашем театре теней будет несколько форматов: передвижной – «Дерево сказок», с которого мы и начнем, и стационарный на разных площадках. Туда мы будем приглашать людей, пока у нас не появится своя. Сейчас мы работаем над одной сказкой по Редьярду Киплингу для передвижного формата. В команде нас пять человек, двое из которых будут работать на озвучке. Все творчески активные идейные люди, а для начала большего и не нужно!