3 апреля, 2022 - 13:59
Композиции из декоративных растений с использованием мозаики и каменной кладки, которые делают Фатимат Пшукова и ее подопечные, можно принять за работу дорогого ландшафтного дизайнера. А это просто одно из увлечений воспитательницы школы-интерната №5 в Нартане и ее воспитанников. «Детям нравится, когда вокруг красиво, и особенно – когда красота эта создана ими собственноручно», - объясняет Пшукова.
Наступает весна, и пространство вокруг своего дома пора украшать по-новому: прошлогодние клумбы, кустарники и розарии поднадоели, хочется разнообразия. Уже решено, что клумба будет сделана в форме ромашки, а две туи образуют арку, для чего им надо придать соответствующую форму. В общем, весна для Фатимат Мажидовны и ее «семьи» (группы подопечных – ред.) уже начинается, и дел хватает. Весенние работы открывает завершение необычной клумбы, которую уже начали делать к годовщине Великой Победы: постамент надо выложить камнями, специально привезенными из Былыма, а затем продумать цветочное оформление. Потом Пшукова с ребятами посадят рододендроны, японскую вишню и низкорослую горную сосну, сделают арку из туи... Декоративные растения по-новому подстригут, придав им необычную форму. Клумбу, конечно, прежде надо нарисовать, начав работу с эскиза. А что касается остальных работ, там допустима импровизация.
Воспитательница подчеркивает, что в ее увлечении нет ничего уникального: весь коллектив школы-интерната, все воспитатели со своими «семьями» придумывают необычное растительное оформление для своих участков территории, все стараются сделать их как можно красивее. И поэтому чего только вокруг школы-интерната нет: клумбы, аллеи, розарии, цветники необычных форм, сады, композиции из карликовых деревьев!
Фатимат Пшукова считает, что дети должны развиваться разносторонне, поэтому члены ее «семьи», в которой четыре девочки и два мальчика, кроме учебы, занимаются выпиливанием, резьбой по дереву, разными видами вышивки. И при этом охотно участвуют в оформлении территории интерната, которым так увлечена сама Фатима. «Я родом из села, что-то сажать и выращивать мне приходилось и раньше, поэтому нужен был лишь толчок, за который я благодарна директору интерната Алисултану Алишанову, ставшему нашим вдохновителем», - смеется Пшукова. Воспитатель рассказала, что директор интерната очень любит цветы и деревья, ценит внимательное отношение к «зеленому» оформлению, а на розы, которые он посадил у себя дома, бегает смотреть пол-Нартана.
Фатима вспоминает, что их с воспитанниками первым «произведением» был необычный, в форме звезды, розарий, окруженный туями, розы для которого заказывали в Краснодаре. Поскольку растительные композиции в интернате принято часто менять, посадочного материала требуется много. С рассадой, семенами и саженцами часто помогают земляки, что-то интернат заказывает. А что-то даже выращивают сами – например, туи, которым юные ландшафтные дизайнеры и садоводы научились придавать различные формы. Конечно, приживается, растет и цветет далеко не все, но квалификация и детей, и педагогов постоянно растет. Самостоятельно вывели даже кипарисовик, похвасталась Пшукова. А сейчас возятся с хвойным растением, которому можно придать любую форму. К сожалению, название необычного хвойного так ни у кого выяснить и не удалось…
По наблюдениям Фатимат, работа на участке для многих воспитанников интерната становится интереснее, чем все гаджеты, вместе взятые. «Был у меня в одной «семье» мальчик, который возиться с растениями не любил и не хотел. Его, конечно, никто не заставлял. А когда мы с остальными детьми сделали декоративную мельницу с цветами, он перед ней просто застыл: «А можно, и я попробую?» После этого делал всегда и все вместе с остальными…», - вспоминает Фатимат. Она с удовольствием рассказывает про своего выпускника Валеру Разумова, который в интернате буквально «заболел» выращиванием необычных растений. Вернувшись домой, он устроил теплицу, в которой теперь, уже взрослый, выращивает лиственницы, кедры, голубую сибирскую ель. Другой воспитанник, Тимур Ивазов, у которого удивительно хорошо получались декоративные элементы из камня, облицовка клумб и выкладывание дорожек, после интерната без колебаний поступил в КБГУ на факультет промышленного и гражданского строительства. А сейчас он трудится в московской префектуре, где отвечает за гражданское строительство: «Оба мальчика из моей «семьи». У нас каждый занимается работой, которая ему по душе. Поскольку никто не знает, что детей потом ждет в жизни, может пригодиться любое умение, любой навык. Мои детишки умеют класть плитку, выкладывать мозаику, имеют представление о ландшафтном дизайне. И чем больше они будут уметь, тем лучше…».
Пшукова без устали напоминает, что такие замечательные воспитанники не только у нее: у каждого члена педагогического коллектива интерната свой талант, и каждый умеет увлечь любимым делом своих воспитанников. Поэтому территория интерната выглядит такой интересной и ухоженной, и все, что на ней есть, создано руками детей и их педагогов. Конечно, в интернате постоянно проводятся конкурсы – на лучший участок, лучшую квартиру, и стать лучшим хочется каждому. Педагогов премируют за успехи во всех их начинаниях. «Но, знаете, мы поощрения не ждем. Нам всем, всему коллективу, интересно и приятно то, что мы делаем», - объясняет Фатимат.