9 апреля, 2022 - 11:15
Двойной премьерой отметил свое открытие первый Адыгский молодежный театр «Сыринэ». 30 марта в Доме культуры Кенже и 31 марта в Кабардинском государственном драматическом театре им.
А. Шогенцукова при аншлагах состоялся показ постановки молодого режиссера Ислама Канкулова «Унащхьэ»/ «Крыша» по одноименной пьесе Зарины Кануковой.
Внимательно следящим за театральной хроникой Кабардино-Балкарии этот творческий тандем уже знаком: ровно год назад Канкулов и Канукова под эгидой Фонда «Черкесский мир»/«Адыгэ дуней лъэпкъ фонд» представили первую в КБР и СКФО молодежную пьесу «Поезд» («МафIэгу»), сыграли в которой учащиеся МКОУ СОШ №1 г.п. Чегем.
Прецедент, оказавшийся удачным и завоевавший заслуженное признание, трансформировался в создание первого Адыгского молодежного театра «Сыринэ», организованного на базе все того же «Черкесского мира» по инициативе учредителей Фонда Гупсы Кип и Раи Хацуковой.
Юные артисты со всех концов КБР, прошедшие в сентябре прошлого года открытый кастинг в студию, незамедлительно приступили к репетициям. «Сыринэ» завысила планку зрительских ожиданий, избегнув соблазна повторного выпуска «Поезда». Специально для премьерного показа Канукова написала вторую молодежную пьесу «Крыша», показ которой в оба дня премьеры имел эффект, приближенный к катарсису.
Несмотря на четко обозначенное определение «молодежная пьеса», на постановку которой пришло много школьников, произведение, безусловно, интересно и полезно и взрослому зрителю.
Здесь буквально напрашиваются аналогии с отечественным фильмом «Чучело» или более современным американским драматическим сериалом «13 причин почему», кстати, поставленными не по оригинальным сценариям, а по детским повестям, экранизации которых стали настоящими сенсациями для взрослого зрителя. Ведь зависть, ревность, буллинг, хайп, стремление самоутвердиться и возвыситься за счет других, следование стадному инстинкту из боязни стать изгоем, о которых идет речь в «Крыше», свойственны и нам, взрослым. Хотя, безусловно, зарождаются еще в детстве, что и было умело показано драматургом и постановщиком благодаря юным актерам. Лиана Шопагова, Камила Шереужева, Нарсанэ Чеченова, Дамир Хромов, Самира Назранова, Кантемир Пеков, Камилла Хатухова, Гуащэхан Диде-Бидова, Адиса Мерова, Амир Лакунов, Дамир Тхакахов, Алим Калмыков, Идар Жемухов, Камила Гумова, Алина Гумова, Лина Губжокова порадовали не только великолепным кабардинским языком, но и неожиданным драматическим мастерством во всех его составляющих.
Каждая минута динамичной сорокаминутной постановки, действие которой, за исключением финальной «видеоминуты», развивается в ограниченном пространстве крыши (замечательная работа молодого художника Лалины Саральп), по сути, являющейся еще одним героем спектакля, смотрится на одном дыхании. И это несмотря на то, что речь в ней идет о достаточно тяжелых вещах. Но если не игнорировать неприятные факты, а пытаться понять, что приводит к их появлению, то, возможно, их будет меньше в нашей жизни. К чему и призывает спектакль.