8 апреля, 2022 - 15:40
В Музыкальном театре КБР состоялась премьера оперетты Иоганна Штрауса «Цыганский барон» в постановке Тамары Сафаровой.
Вернувшийся на родину из долгих странствий молодой барон Баринкай полюбил прекрасную юную цыганку Саффи, которая, как выяснилось к концу спектакля, оказалась богатой наследницей знатного рода, в младенчестве попавшей в табор. Вновь и вновь главные и второстепенные персонажи оперетты влюблялись, веселили публику афористичными репликами, вызывавшими бурное оживление зала, разыгрывали друг друга и интриговали вплоть до самого счастливого финала.
Классическое произведение (Штраус написал эту оперетту по повести знаменитого венгерского писателя Мора Йокаи «Саффи» еще в 1885 году), без сомнения известное многим, впервые в Кабардино-Балкарии было поставлено в 1977 году народным артистом КБР Анатолием Шереужевым. О чем в начале вечера зрителям напомнили участники той самой первой постановки, заслуженная артистка РФ Галина Таукенова и народный артист КБР Алим Кунижев. С тех пор эта история неоднократно появлялась в театре, неизменно пользуясь любовью и признанием публики, как и на этот раз.
Создателям спектакля удалось в полной мере воплотить сам дух творчества Штрауса – ведь «Цыганский барон» представляет собой лирико-романтическое произведение, тяготеющее своими чертами к жанру оперы. Это определяется характером сюжета, насыщенностью великолепной партитуры, ансамблевыми и хоровыми сценами, безграничной стихией песенности, ритмами вальса, польки, марша, чардаша – традиционными для цыганских и венгерских мелодий. Все вышеперечисленные факторы и определяют то, что «Цыганский барон», как правило, традиционно исполняется оперными певцами, свидетелями чего стали и нальчикские зрители.
Исполнитель роли барона Баринкая молодой солист театра Рустам Абаев (Азамат Евазов во втором составе) продемонстрировал свой богатый, насыщенный вокал. Мастерство Алима Апшева порадовало не только с вокальной точки зрения. Именно его губернатор Оммонай вместе со слугой барона Стефаном (Мухадин Кумыков), хитрым пронырой Зупаном (Радик Карданов, второй исполнитель Артур Шаов) своего рода «новым венгром» конца XIX века, хозяином пяти тысяч свиней, судьей Карнеро (Джамал Теунов и Кайсын Холамханов) вновь заставляют задуматься о том, какие же партии сложнее исполнять – лирико-романтические или комическо-характерные?
Женские партии также не разочаровали меломанов. Зухра Габуева и Дарья Белоцерковская (Саффи), Дина Белоцерковская и Ольга Кантемирова (Арсена), Наталья Морозова и Лана Кулова (Мирабелла), Фатима Дышекова и Асият Черкесова (Чипра) зажигательно сыграли свои роли, получая от них настолько колоссальное удовольствие, что зрители просто не могли не разделить его.
Как всегда, был прекрасен и хор театра, и балет, благодаря которым на сцене создавалась достоверная атмосфера и цыганского табора, и венгерского поместья. Безусловно, этому способствовал и оркестр под управлением Азамата Лакунова (Александра Чепурного во втором составе), и яркие, красочные костюмы Рузанны Дацирхоевой, которые публика смогла оценить во время красочного прохода табора через зрительный зал.