22 мая, 2022 - 15:32
«Jrpjej» – адыгский ансамбль, который занимается сохранением и популяризацией старинной песни. О музыке – традиционной и не очень – мы говорим с одним из основателей группы Тимуром Кодзоковым.
- Как ты стал заниматься музыкой? Как, начав с рок-музыки, ты пришел в этническую?
- Именно заниматься музыкой начал, наверное, на первом курсе университета, когда у меня появилась гитара, на которой хотя бы были все струны. Немного позже я купил с рук гитару «Урал» за 200 рублей. Вот так и пошло потихоньку. Играл поначалу то же, что и все. Цоя, например. Пытался подбирать что-то из «Металлики». Уже через год у меня были какой-никакой интернет и компьютер, и я смог находить больше музыки и больше материала для обучения. Далее были трип-хоп, блэк-метал, нойз. Примерно в это же время меня пригласили играть в рок-группу, в которой пела моя, на тот момент, будущая супруга Елена Милосердова (теперь Кодзокова), Башир Хацук играл на барабанах, а Валера Хадзегов и Ислам Унежев – на электро- и бас-гитарах. А на одном нашем утреннике в детской музыкальной школе я познакомился с Булатом Халиловым. Сначала мы друг друга невзлюбили, но потом подружились. От него я узнал об ансамбле «Жъыу» из Адыгеи. В них нам нравилось все, за исключением качества записи, и именно в тот момент зародилась идея об «Ored Recordings».
- «Ored Recordings» собирал традиционную музыку по всему Кавказу и за его пределами. Что в этой музыке такого, что заставляло вас ездить по разным республикам, в дальние селения?
- Главная причина в том, что нам реально эта музыка нравится, а также сам процесс собирания и записи.
- Вы продолжаете заниматься поиском и записью народных песен?
- Да, по мере возможности. И я уверен, что мы будем делать это и дальше.
- Как родились «Jrpjej» и «Зафак», где вы играете черкесские мелодии в стиле блэк-метал?
- «Jrpjej» «родили» мы с Бибарсом Аппешем и Баширом. Башир придумал название. «Джэрпэджэж» – эхо в переводе с кабардинс-кого. Позже присоединились Алан Шеуджен, Тамерлан Васильев и Дайана Кулова. Потом Башир ушел в связи с большой занятостью, Тамерлан и Бибарс тоже. Но Башир участвовал в записи первого альбома в качестве сессионщика, как и Тамерлан во втором. Связь мы по-прежнему поддерживаем и, мне кажется, в дальнейшем еще посотрудничаем.
Ну, а «Зафак»… Мы раньше в интервью говорили, что «Jrpjej» для нас в том числе и блэк-метал. Как-то мне Булат позвонил и говорит: «Почему мы не делаем блэк-метал проект?» Тут меня осенило, и мы решили проблему отсутствия «Зафака». Название придумал тоже Булат. Так называется один традиционный танец. Мы хотели назвать так «Jrpjej», но ребята в ансамбле были против, вот мы и реализовали свою идею вне «Jrpjej». У нас было несколько выступлений дуэтом с Амаром Абазовым. Возможно, будут изменения, пока не буду говорить какие. В целом, можно сказать, что «Зафак» – то же, что «Jrpjej», только в более тяжелом исполнении.
- Вы говорите, что играете «посттрадиционную» музыку. Насколько это «растяжимое» понятие?
- «Посттрадиционное», по сути, есть то же, что и традиционное. Мы применяем это понятие, чтобы не спорить о жанрах. Ведь традиционная музыка – это, наверное, вся музыка. Сегодня можно, например, выделить традиционную свадебную музыку, армейскую... Почти любая музыка традиционна для какой-либо ситуации или для какого-то типа людей. Вот и получается, что, исходя из этого, «посттрадиционное» звучит нелогично. Мы и сами это понимаем. И, как я уже говорил, этот термин просто освобождает нас от каких-либо клише. Вот, например, если б мы говорили, что играем традиционную музыку, у людей могли бы возникнуть вопросы после нашего выступления в стиле барокко в Москве. А так как мы посттрадиционные, в принципе к нам не подкопаешься. Мы ни на что не претендуем.
- Поговорим о вашем последнем альбоме. Одна из песен с альбома «Taboo» напомнила стиль ирландской группы «Lankum». Вдохновлялись европейской этнической музыкой?
- Если говорить про звучание, то мы действительно ориентировались на «Lankum», «MMMD», «Bastarda Trio», «Senyawa», Омара Сулеймана. Еще я вдохновлялся турецкой музыкой, например, при выборе звучания трека «Зазу дахэ».
- Почему именно песня «Taboo» дала название альбому?
- Названия альбомам придумывает Булат, это была его идея. Ты знаешь, нам очень понравилась песня и ее контекст. В старину обычно сочиняли песни по каким-либо экстраординарным событиям – либо кто-то совершил героический поступок, либо погибли достойные люди и всякое подобное. А песня «Табу» – плач девушки, над которой надругалась группа всадников. И то, что народ сочинил и сохранил ряд песен об этом, доказывает, что для наших предков музыка была и способом рассказать о каких-то проблемах.
- Как вообще выбираете песни?
- Выбираем чисто по принципу «нравится/не нравится».
- С новым альбомом вы впервые выступили за границей. Еще и приняли участие в фестивале «Le Guess Who?». Как вы туда попали?
- Наше присутствие на «Le Guess Who?» стало возможным благодаря фестивалю «Moscow Music Week», где Булат познакомился с голландским музыкальным агентом, который заинтересовался нашим лейблом, в частности, Зауром Нагоевым. И так как мы резиденты «Ored», то поехали на «Le Guess Who?» с Зауром. Выступали мы в средневековой церкви Якобикерк в Утрехте. А утром до выступления записали передачу «Vrije Geluiden» – аналог «KEXP» или «Tiny desk», выходящий на местном ТВ. Спели там несколько песен. Потом были выступления в Гааге, в Роттердаме в клубе «Worm» и в Амстердаме, где мы познакомились с представителями нашей диаспоры, которые в период пандемии нас очень поддержали.
- После еще были Турция и Москва. В столице у вас был необычный концерт...
- В Стамбуле мы были проездом, и было вполне логично сыграть там концерт. Нас встретили очень тепло, и сам концерт прошел очень хорошо. Думаю, скоро мы вернемся с туром в Турцию. Затем в Москве у нас был концерт «Черкесское барокко», автором идеи был Алексей Мунипов. Мы выступали с такими мэтрами, как Руст Позюмский, Ася Гречищева, вокалистками Алисой Тэн и Марфой Семеновой, которые очень профессионально подошли к нашей коллаборации, и буквально через три репетиции мы смогли прочувствовать друг друга и создать некую связь, что ли. В общем, концерт прошел очень круто, уверен, мы и это повторим.
- Что дальше? Какие планы?
- Кроме того, о чем я сказал выше, мы пишем новый альбом, в который войдут адыгские песни, посвященные потрясениям первой половины XX века.