6 марта, 2024 - 11:28
На этот раз Гильдия пригласила гостей в Балкарский государственный драматический театр им. К. Кулиева, где выставка авторских работ заняла фойе двух этажей. Гостям фестиваля скучать не приходилось. Независимо от возраста, все они были чем-то заняты – осмотром и выбором авторских изделий, общением с мастерами, мастер-классами. Интересное дело нашлось и для самых маленьких посетителей: их учили делать аквагрим, украшать пряники.
Участников (как и зрителей) по сравнению с прошлым фестивалем стало больше. На этот раз к мастерам Кабардино-Балкарии присоединились представители субъектов СКФО и даже известная ювелир из Грузии Майя Мачарашвили: «Основатель вашей Гильдии мастеров Мунира Жулабова предложила мне приехать на фестиваль и показать свои изделия. Уж ей-то я не могла отказать!» Майя рассказала, что привезла в Нальчик работы преимущественно из серебра и керамики, хотя не менее охотно работает с золотом. После Нальчика она собирается отправиться в Милан, затем покажет свои украшения в Турции.
Инал Блиев и Астемир Шаов, авторы бренда одежды «Bands», одетые в свое, спортивно-размашистое, показали, какие технологические хитрости используют, чтобы их майки и свитшоты не только радовали хозяина уникальным рисунком, но и долго носились, не теряя форму. Инал объяснил, что хобби его и Астемира – шитье и рисование – как-то незаметно переросли в профессиональную деятельность: «Мы занимаемся этим второй год, и пока только учимся хорошо делать и продавать модную одежду». Часть их моделей – с уникальными рисунками, на некоторых используются изображения полотен известных художников. Мастера отметили, что одежда шьется сериями, в каждой серии выпускается не более десяти, скажем, маек, и все они пронумерованы. Так что, покупая их, человек становится обладателем эксклюзивной, пронумерованной вещи, за качество которой лично отвечают Инал и Астемир.
Нальчанка Мадина Узденова, основатель фирмы «Горянка», делает классические карачаево-балкарские платки с соблюдением всех тонкостей изготовления. Девушке удалось восстановить часть национальных секретов, считавшихся утерянными. Эти платки покрыты двусторонней вышивкой, а бахрома сделана по многовековым правилам. Когда-то Мадина работала следователем, но сидя в декрете, попробовала заниматься платками и втянулась так, что на старую работу возвращаться не захотелось: «У нас работает 7 человек. Для бизнеса на этнографическом материале – круто, сама понимаю. Но если делаешь то, что людям нравится, семью всегда прокормишь». В «Горянке» еще и собирают коллекцию старинных платков, занимаясь этнографическими исследованиями.
А Фатима Катханова на «Арт-Эль» выглядит как хранительница времени: ее стенд весь увешан удивительными часами, которые Фатима мастерит из эпоксидной смолы – разного размера и цвета, разной формы. Не ее руками в этих часах сделаны лишь стрелки и механизмы: «Ни одни из этих часов не смогу повторить даже я – поэтому мне их так нравится делать!» Она может сделать часы и с подсветкой – это зависит от желания заказчика, как цвет и форма. Любопытно, но Фатима, как и большинство женщин на «Арт-Эль», начала творческую деятельность в декретном отпуске: «Была бухгалтером, но за это время поняла, что творчество мне ближе!»
Надежда Галиуллина из поселка Эльбрус показала на фестивале косметику, которую делает сама, используя цветы и травы Приэльбрусья, местную хвою, шишки – все самое полезное и душистое, что есть в горах: «Мне нравится все, связанное с природой, я постаралась извлечь из этого пользу и поделиться ею с другими. Стала делать пенки, маски, сыворотки и другие косметические средства. Клиентов у меня достаточно даже рядом, в Приэльбрусье, но в последнее время довольно большие партии кремов, гидролатов, мыла я отправляю в Сургут и Казань». Надежда рассказала, что по образованию она психолог и педагог, но занявшись производством косметики, закончила специальные курсы с углубленным изучением химии.
Для Марины Аренгольд на «Арт-Эль» состоялась премьера ее творческой деятельности: макраме она плела давно, но и в голову не приходило кому-то демонстрировать. Хотя уникальные плетеные люльки, не просто удобные, но и красивые, сразу вызвали интерес и одобрение посетительниц фестиваля.
Организатор Гильдии мастеров Мунира Жулабова на второй день фестиваля с удовольствием отметила, что «Арт-Эль» растет: «И вширь – больше участников, больше зрителей, шире география, – и вглубь: мастера набираются бесценного опыта. Гильдия – это хорошо, но фестиваль – их «боевое крещение», после него они начинают активно развиваться, уже имеют представление, что от них хотят зрители и покупатели. Они придумывают что-то новое, оттачивают мастерство, движутся и развиваются». Мунира подчеркнула, что на этот раз решено было не устраивать торжественных открытий-закрытий: фестиваль идет параллельно выставке-продаже, с 15 часов начинаются мастер-классы для желающих научиться чему-то новому для себя. «Идут мастер-классы, работают зоны досуга для людей любого возраста. На первом этаже пекари и кондитеры всегда поддержат силы уставшего участника. В общем, сделали так, что в рамках фестиваля есть все. На этот раз предусмотрели максимальное удобство именно для мастеров, для которых и устраивается этот фестиваль». Жулабова подчеркнула, что отбор участников на второй фестиваль был гораздо строже, чем на первый, и многие на него не попали: «Некоторым, у кого явно есть хорошие задатки, я заранее предложила попробовать что-то новое, поинтереснее и посложнее, уйдя от банальной сувенирной продукции. В итоге в фестивале приняли участие только те, кто не поленился и выбрал развитие».