23 июня, 2021 - 12:47
Русский Государственный драматический театр им. Горького представил премьеру постановки Юрия Балкарова «На всякого мудреца довольно простоты» по знаменитой комедии Александра Островского.
Балкаров, питающий нескрываемую любовь к классической драматургии, сочетает бережное отношение к ней с удачным комбинированием современных технологий. Это сочетание было и в его предыдущей постановке гоголевской «Женитьбы», и в этот раз. Сценографию спектакля дополнили видеоиллюстрациями окон помещений, в которых разворачивается действие. Ну, а кошмар главного героя с участием остальных персонажей постановки зрители и вовсе могли прочувствовать как собственный.
Вкус не изменил режиссеру, использующему изобретения нового времени всегда уместно и в меру, и только в качестве вспомогательного технического средства. А основная нагрузка легла на плечи режиссера и артистов, мастерски изобразивших Москву XIX века. Впрочем, не только Москву и не только 1868 года.
«Маменька, вы знаете меня: я умен, зол и завистлив, весь в вас. Что я делал до сих пор? Я только злился и писал эпиграммы на всю Москву, а сам баклуши бил. Нет, довольно. Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями. Чем в люди выходят? Не все делами, чаще разговором. Мы в Москве любим поговорить. И чтоб в этой обширной говорильне я не имел успеха? Не может быть! Я сумею подделаться и к тузам, найду себе покровительство, вот вы увидите. Глупо их раздражать – им надо льстить грубо, беспардонно».
С первых слов Глумова (Алим Сибеков) становится понятно, почему режиссер обратился именно к этому произведению Островского. Гений драматурга создал ее актуальной на все времена, в чем зритель убеждается с появлением каждого нового персонажа и с каждой новой темой в разговорах героев.
К примеру, беседа Глумова с заявившимися к нему Курчаевым (Карим Шанибов) и Голутвиным (Ислам Канкулов) о том, как последний, не снискав успеха написанием романов, повестей, хочет «за скандальчики приняться», разве не напоминает современных блогеров, мечтающих «хайпануть» на острых темах?
Балкаров, как и самые первые постановщики пьесы, пытается максимально полно раскрыть Островские вопросы морали, алчности, лживости, ханжества и чинопочитания. Он препарирует взаимоотношения между консервативным «старым» поколением, которое имеет уверенное положение в обществе в лице Крутицкого и Мамаева (Олег Гусейнов и Замир Ораков), и молодыми людьми, только встающими на путь «служения» этому обществу.
Поколения сменяются, противостояние сохраняется. И все это удалось показать в постановке РГДТ «На всякого мудреца довольно простоты», которая станет, нет, уже стала непременным must-see каждого театрала и достойным кандидатом на звание лучшего спектакля республики.
Для своей режиссуры Балкаров старается отбирать материал, с которым смогут работать как можно больше актеров. Никто не упустил возможность, блистали все: и молодые артисты, и их старшие коллеги, и в маленьких ролях, и в больших. Каждый из актеров проработал свой образ по максимуму, каждый достоин подробного аналитического разбора, который займет много места и времени, каждый заслужил многочисленные аплодисменты публики.
Елена Жекамухова (приживалка), Заур Нагоев (человек Мамаева), Расул Кодзев (Григорий), Зарема Валгасова (Манефа), Фатима Кушхова (Машенька), Аскер Шуков (Городулин), Ирина Одинцова (Турусина), Элеонора Мамаладзе (Мамаева), Татьяна Карнаухова (Глумова) вместе с вышеупомянутыми артистами сотворили чудо, заставив зрителя провести параллели между прошлым и настоящим, задуматься о вопросах морали и нравственности, захватив наше внимание, они перенесли нас на полтора столетия назад, сделав очевидцами хорошо известной истории, за развитием которой, тем не менее, мы следили с таким волнением, словно не знали, чем она закончится.