16 июня, 2021 - 16:18
«Мы закрыли сезон, отыграли последний спектакль, а теперь студенты выпускного четвертого курса выступят в рамках своего обучения в театральном институте имени Бориса Щукина. В рамках «Больших гастролей», организованных ФГБУК «Росконцерт» согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану министерства культуры России, мы едем в город Нальчик, на родину наших студентов балкарской студии!»
Этим анонсом знаменитый театральный вуз в своих соцсетях объявил об участии в проекте «Большие гастроли».
На сцене Балкарского государственного драматического театра имени К. Кулиева студенческий театр института им. Щукина представил класс-концерт, драму «Три товарища» и комедию Рэя Куни «Смешные деньги»/«Funny money».
И каждое из представлений произвело большое впечатление на зрителей, все три дня гастролей до отказа заполнявших зал театра.
Безусловно, лучшую возможность продемонстрировать все грани своего таланта молодые артисты смогли использовать во время класса-концерта. Класс-концерт, как пояснил ведущий всех трех вечеров, актер, режиссер и наставник студентов, несмотря на молодой возраст, относившийся к ним с видимой отеческой заботой, Родион Вьюшкин, представляет собой, по сути, иллюстрацию спецпредметов, составляющих профессиональную основу дисциплины «Мастерство актера».
Без пяти минут выпускники «Щуки» показали «этюды», «сценическое движение», «работу с предметами», «наблюдение», «декламацию», «отрывки из драматических произведений», «пение «а капелла». Кстати, именно в первый день зрители сразу отметили для себя Арафата Гогуева и Марата Джаппуева по их яркому участию в большом количестве разнообразных номеров.
В потрясающе пронзительном спектакле по роману Ремарка «Три товарища» Шахим Байдаев и Марат Джаппуев, несмотря на то, что играли роли второго плана, тоже не затерялись. Ну, а комедия положений «Смешные деньги» стала бенефисом балкарской студии. В ней играли все наши ребята (Светлана Байтуганова, Лия Ибавова, Марат Джаппуев, Арафат Гогуев, Шахим Байдаев), а также Алан Фардзинов из Владикавказа и Алексей Cлавкин, заменивший приболевшего Мухамата Жашуева. Играли легко, зажигательно, с полной самоотдачей, безжалостно к себе (даже с балкона было видно, как одежда некоторых артистов промокала насквозь от по-настоящему трудового пота, катившегося градом).
Несмотря на то, что защита дипломов и выпуск состоятся только в конце месяца, курс художественного руководителя Нины Дворжецкой уже можно назвать историческим, так как 2021 год станет годом выпуска первой балкарской студии театрального института (училища) имени Щукина. За всю историю существования Балкарского театра в столичных театральных вузах (в ГИТИСе и в высшем театральном училище имени Щепкина) с 1935 по 1992 г. прошли обучение четыре балкарские студии. Именно они и составляют основной костяк Балкарского Государственного драматического театра им. Кулиева, кстати, буквально только что отметившего новоселье в обновленном здании.
И вот теперь в труппу театра вольются и «дворжи», как ласково, по фамилии художественного руководителя называют выпускной курс этого года в «Щуке». Да, да, ведь в отличие от многих своих однокурсников, балкарских студийцев уже ждут рабочие места. И вообще, с самого начала ребята находились под заботливым крылом театра.
Руководство БГДТ, не ограничившись привычными рекламными объявлениями, само ездило по всем населенным пунктам республики в поисках талантливой молодежи. И на протяжении всех четырех лет директор, главный режиссер, артисты Балкарского театра регулярно посещали Москву, проверяя академическую успеваемость своих будущих сотрудников, условия их жизни в общежитии, посещали спектакли с их участием в Вахтанговском театре, с которым у ребят заключен контракт, присутствовали на экзаменах и репетициях, привозили посылки от семей и от себя лично, – словом, театр все время «держал руку на пульсе».
И это принесло свои плоды: ребята не только блестяще отыграли гастроли, но и после спектаклей дали все основания гордиться ими. Было видно, как они относятся не только друг к другу, к однокурсникам, но и ко всем членам коллектива. Традиционно «Большие гастроли» проходят не просто с полным актерским составом, но и с полноценными декорациями, костюмами. И в Нальчик студенческий театр привез абсолютно весь реквизит, включая тяжелые диваны и кровати, которые были задействованы в спектаклях в Москве. Наших парней было невозможно собрать для блиц-интервью, так как они постоянно рвались на помощь рабочим сцены.
Но все же удалось поговорить с ними и составить первичное впечатление о будущих звездах нашего театрального искусства.
Изящная, хрупкая Светлана Байтуганова @_theycallmesveta_ из Нижнего Чегема может играть не только инженю или травести, но и как показала ее работа в «Смешных деньгах», весьма характерных персонажей. «Вначале я ничего с театром не планировала, хотя в школе всегда участвовала в театральной самодеятельности, но все вышло как-то спонтанно, - говорит она. – Я встретила Мажита Жангуразова, который заразил своей любовью к театру. И решила попробовать. А теперь театр – часть меня. Нам часто говорят, что актер – профессия зависимая, но нас это не пугает. В жизни вообще много сложностей и со всеми нужно бороться».
Лия Ибавова @b_u_k_a6890 в тех же «Смешных деньгах» показала своего персонажа Макарену не просто яркой, эффектной красоткой, а женщиной, которой свойственны и принципы, и способность отказаться от них. Начинающей актрисе будут по плечу не только образы героинь, но и другие амплуа драматического искусства. А ведь в 2017 году абитуриентке из Дагестана приемная комиссия Института имени Щукина отказала в приеме, порекомендовав получить целевое направление от своей республики. И хотя тогда в Махачкале набор не проводился, звезды счастливо сошлись для Лии: «Дружат не только братские кумыкский и балкарский народы, но и наши театры, благодаря договоренности которых я и стала студенткой балкарского курса». И уже сейчас, еще до получения диплома молодую актрису ждут сразу три махачкалинских театра, и, возможно, она сможет участвовать и в спектаклях БГДТ в Нальчике.
А вот Арафат Гогуев @arafat_goguev_ из Кичмалки вырос на спектаклях Балкарского театра, и, можно сказать, что большую лепту в решение юноши получить театральное образование внес и его теперь уже коллега Аубекир Мизиев. Арафату выпала почетная миссия открыть «Большие гастроли» в Нальчике: «Хотя я не люблю быть первым, и в Щукинском училище обычно выступал с закрывающим номером. Почему сейчас открывал? Наверное, потому что лучший. Шучу!» Арафат действительно хорош в комедийном жанре, но не только в нем. Что и подтверждал тот самый первый номер, в котором он глубоко и проникновенно читал стихи Кайсына Кулиева.
Вообще всем студентам первой балкарской студии Щукинского училища свойственны разносторонность и универсальность. Шахим Байдаев @shahym.baydaev07 из Терскола был одинаково убедителен и в образе «специального гостя» класса-концерта Боба Марли, и в образе хозяина бара Фредди из «Трех товарищей», и в качестве служаки-полицейского от «Центрального, нет, Южного округа» из «Смешных денег». И большинство зрителей даже не заметили, насколько он переживал перед каждым спектаклем: «На самом деле мы очень боялись, не зная, как примут, донесем ли что-то до зрителей. Потому что мы никогда не выступали дома, и очень привыкли за четыре года к московской публике и даже стали зависимы от нее. Но я считаю, что, наверное, донесли».
В каждом из «дворжей» импонирует отсутствие самомнения и категоричности, их речь изобилует многочисленными «наверное, может быть, кажется, возможно». Здесь играют роль не только семейное воспитание и врожденная скромность студийцев, но и значительное влияние их руководителя. «Нина Игоревна всегда говорит «Вот эта барышня-сцена, она очень мстительна. Позволишь себе лениться, недорабатывать, возгордиться – и она сразу отомстит», - говорит Марат Джаппуев @marat_dzhappuev из Тырныауза, на протяжении трех гастрольных дней успевший побыть и Наполеоном, и бухгалтером Педро, у которого внезапно свалившиеся огромные деньги пробудили неожиданные качества, и толстовским Левиным, и бывшим ветераном Первой мировой войны, а ныне барменом Альфонсом. Каждый из этих абсолютно непохожих, но одинаково достоверных образов безоговорочно покорял зрителей, заставляя Марата убедиться в правильности совершенного в 2017 году выбора: «Тогда, четыре года назад я думал только о кино, театр не интересовал меня совсем. И Мажит Байдулахович фактически взял меня «на слабо», сказав, что если я мужчина, то приду на вступительные экзамены. И уже на первом курсе я испытал не только огромную благодарность к нему, но и еще большее сожаление, что был так далек от драматического искусства раньше».
Теперь жизнь «щукинцев» полностью принадлежит искусству, которому они хотят служить вечно и верно. Как сказал их старший товарищ Алан Фардзинов: «Подобно любым актерам, мы все игривые, но как только доходит до дела, то мы собираемся, подталкиваем себя и друг друга, и все происходит, и все свершается!»