6 октября, 2021 - 12:46
В минувший четверг в гимназии №4 Нальчика открылся первый в республике школьный «Кванториум».
Как уже писала наша газета («СМ»№ 34) первый «Кванториум» в Кабардино-Балкарии был создан в декабре 2016 года на базе Детской академии творчества «Солнечный город». Сегодня здесь обучаются почти 800 школьников. В октябре 2020 года в республике заработал первый мобильный технопарк – автомобильная станция для транспортировки высокотехнологичного оборудования, используемого для обучения детей программам инженерной направленности. Он позволяет обучать около 4 тысяч детей из отдаленных сел региона в год. И вот теперь в столице республики открыт первый школьный «Кванториум».
Его открытие стало возможным благодаря поддержке министерства просвещения Российской Федерации в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», а также министерства просвещения КБР и администрации Нальчика. Предполагается, что «Кванториум» расширит содержание общего образования, развив у школьников современные компетенции и навыки, в том числе естественно-научной, математической, информационной грамотности, а также сформирует у них критическое и креативное мышление.
- Мы, наконец, этого дождались, технопарк пришел в школу! Это большое и совершенно новое событие в нашей педагогической истории, - такими словами министр просвещения, науки и по делам молодежи КБР Анзор Езаов открыл первый в республике «Кванториум». – Конечно, не случайно для этого выбрана была гимназия №4, те наработки и достижения, которые есть у ее школьников и педагогов в области робототехники, исследовательской работы в разных отраслях науки, стали решающим фактором для выбора базы под технопарк. В этом году он первый, но в течение двух лет на базе школ нашей республике откроются еще два «Кванториума» – в Нальчике и Прохладном.
О том, что представляет собой первый школьный «Кванториум», рассказала директор гимназии №4 Римма Нагоева: «Это шесть помещений, оснащенных современной техникой – квантумы «High Tech», «Energy», «Цифровая лаборатория химии», «Цифровая лаборатория физики», «Цифровая лаборатория биологии» и «Робоквантум». В приоритете не только «отраслевые», но и междисциплинарные исследования и проекты, STEAM-образование. Планируется также создание проектов в рамках сетевого взаимодействия с Кабардино-Балкарским государственным университетом, КБНЦ РАН и другими партнерами гимназии. Кроме того, это профессиональные и увлеченные педагоги, владеющие новыми информационными технологиями и, конечно, мотивированные на учебу и исследовательскую работу дети. Когда-то мы по-доброму завидовали «Солнечному городу», имеющему свой Кванториум, а сегодня можем пригласить учеников других школ к нам на занятия и обещать, что будет очень интересно!»
Открытие первого школьного технопарка было необычным – не просто воздушные шары, приветственные речи, пожелания и обещания: гостям устроили экскурсию по уже действующим квантумам и лабораториям. Они смогли увидеть, как работает «вечный двигатель», как 3D-принтер печатает героев сказки «Алиса в стране чудес», как образуется молния, как усваивается на клеточном уровне поваренная соль и еще много всего другого, не менее интересного. Главными действующими лицами этого «театра науки» стали школьники, или, как они сами себя представляли, «юные исследователи».
В этот день главными героями события, кроме юных исследователей, стали роботы: они были в центре внимания не только первоклашек, пришедших в «Робоквантум» на экскурсию, но и гостей, среди которых были руководители отделов Минпросвещения, директора школ, представители СМИ. Робот по имени Робик – детище сетевого партнера Кванториума – КБГУ, был соведущим церемонии открытия и кумиром малышей. А как иначе, ведь он мог с ними разговаривать, отвечать на их вопросы и задавать свои. «Живой!» - восхищались первоклашки, и каждый норовил погладить Робика по «голове». Не меньшее восхищение вызвали парад роботов конструкторов «Vex», «Lego» и робостарты. Андроиды танцевали брек-данс, военные роботы бились между собой, строительные демонстрировали свои возможности.
- После всего, что я увидел сейчас, не хочу говорить о цифрах, сухих строках документов нацпроекта, - признался Анзор Езаов. – Скажу только: очень хотелось бы, чтобы каждая школа выглядела вот так – максимум возможностей для реализации своих увлечений, горящие глаза детей, вовлеченных в научно-исследовательскую и конструкторскую работу, искренняя отдача педагогов.
На вопрос, хватит ли мест, педагогов, мощностей технопарка, если заниматься здесь захотят ученики других нальчикских школ, министр неожиданно ответил: «Надеюсь, не хватит!» И добавил: «Очень надеюсь на то, что будет много желающих заниматься в «Кванториуме», что их количество будет постоянно расти. И нам будет просто необходимо открывать новые и новые технопарки. Или другие учреждения дополнительного образования, в которых найдут себе дело по душе и технари, и гуманитарии, и творческие дети. И все они смогут реализовать свои способности и в дальнейшем, возможно, даже связать свои увлечения с будущей профессией».
Г. Урусова, фото автора.