3 февраля, 2023 - 15:32
В основу своей постановки режиссер Арман Хачатрян взял культовый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», традиционно считающийся практически невозможным к адаптации на сцене или на экране. Творческо-семейному союзу Тепляковой-Хачатряна это удалось, что признают даже те, кто не относит себя к поклонникам книги.
Спектакль строится на полете Маргариты (самая длительная часть, в основу которой легла глава «Полет!»), меньшими по объему выдержками из главы «Великий бал у Сатаны» и финалом, составленным по главе «Пора! Пора!», перед которым актриса открыла небольшой импровизационный диалог с публикой и режиссером, сидевшим в первом ряду и выполнявшим некоторые функции звукооформления.
Полет Маргариты, преодоленный Василисой Тепляковой, а именно так значилось на афише, был показан ярко, завораживающе и чрезвычайно объемно. И это может показаться невероятным для небольшого подвального помещения, где и проходил спектакль, выкрашенного в белый цвет, с минимумом реквизита и декораций. Но это только может показаться: Теплякова обошлась и без них. Она сама по себе театр и не одного актера, а всех воплощаемых персонажей, начиная от Мастера, Маргариты и Азазелло, заканчивая микроскопическими, но узнаваемыми образами. И не в моноспектакле, как заявлялось все на той же афише, а в чем-то большем.
«Актер должен уметь говорить» – именно так Станиславский назвал одну из глав своих мемуаров. И Теплякова, которая не только актриса и режиссер, но и старший преподаватель по актерскому мастерству и сценической речи Института театрального искусства имени Кобзона, умеет говорить блестяще. А будучи одной из «штучных» специалистов по уникальному методу Теодороса Терзопулоса, Василиса виртуозно масштабирует эмоции.
«Маргарита» является чрезвычайно энергоемким и энергозатратным спектаклем. На протяжении полутора часов хрупкая девушка испытывала невероятную эмоциональную нагрузку наравне с физической: бегает, прыгает, передвигает тяжести, причем временами одетая в несколько слоев одежды, тем не менее, создавая реальное ощущение полетов с подъемами и падениями.
И благодаря этому не было ощущения театра одного актера: «четвертая стена» пала, на наших глазах происходило расщепление на десятки образов, каждый из которых был отличным от других: сидевшие в первых рядах буквально физически ощущали волну энергетики, исходившую... нет, не от актрисы: от Маргариты и прочих булгаковских героев, воплощенных Тепляковой.
Кстати, эта фамилия много значит для Кабардино-Балкарии. Отец Василисы, режиссер, декан театрального факультета ГИТИСа Валентин Тепляков (1951-2020) в родном Нальчике, где он жил вместе с мамой Марзият Каммоевной Бапинаевой, в1974 году на базе КБГУ создал Молодежный театр-студию, возглавляемый им до 1985 года. Театр-студия Валентина Теплякова стал настоящими пенатами для целой плеяды выдающихся звезд: Анатолия Мамбетова, Олега Гусейнова, Мустафы Курашинова, Светланы Бульдяевой, Галины Сапрыкиной, Ирины Кузнецовой, Аскера Налоева, Роберта Саралпа, Зарифа Бапинаева и других. Многие из учеников и соратников Теплякова пришли в этот вечер, чтобы поддержать его дочь, а ушли, покоренные и ошеломленные ее талантом.
Еще один «телпяковец» Гусман Мидов по завершении спектакля поделился своими общими с товарищами впечатлениями: «Вот она сегодня с нами, впервые, дочь Валентина Васильевича Теплякова, и мы здесь стоим все вместе рядом. Огромное вам спасибо за сегодняшнее действо, которое состоялось!»
На что Василиса ответила: «Он мне сегодня приснился. Мы с ним поговорили, и я спросила: «Ты придешь?», он спросил, где и во сколько, и сказал: «Я приду».
А тех, кто не смог посмотреть полет Маргариты в этот раз, Василиса вместе с Арманом пригласила на второй показ моноспектакля, который состоится 3 февраля в 18:30 в Арт-центре Мадины Саральп. Только не садитесь слишком близко, если не готовы выдержать весь накал этого инфернального полета.