Наука молодая. Верьте в идеи, доход приносящие

 Два года назад, когда получал свой грант по программе «УМНИК» от Фонда содействия инновациям, он был еще ассистентом кафедры физических основ микро- и наноэлектроники КБГУ. Первые 200 тысяч из полумиллионного гранта он уже освоил и за них отчитался, а сейчас осваивает остаток. Сегодня 29-летний Кантемир Бжихатлов – старший преподаватель этой же кафедры и уже кандидат физико-математических наук. 
 Понимая, что наноэлектроника – наука не для «простых смертных», я прошу его рассказать о своей грантовой работе как можно доступнее, «ну, так, чтобы даже гуманитарий понял».
- В современных приборах микро- и наноэлектроники широко используются тонкие и сверхтонкие пленки, - объясняет он. – Во всех приборах, как простых, так и сложных – от датчиков дыма в системе пожаротушения до процессоров новейших компьютеров. Эти пленки защищают прибор от внешних спредов, препятствуют диффузии, служат основными элементами различных датчиков. Существует несколько технологий получения таких пленок, основанных на стратегии «сверху вниз», то есть пленка выращивается из внешних источников. Это значительно усложняет оборудование и, соответственно, увеличивает его стоимость. Мы задались вопросом: а если применить стратегию «снизу вверх», то есть создать такие условия, когда пленка будет расти самостоятельно? Пока в мире нет завершенных технологических процессов для создания таких наноэлектронных систем. Но у некоторых сплавов наблюдается явление сегрегации – перемещение примеси из объема на поверхность – в  нашем университете уже давно ведутся работы по изучению этого явления, и у нас появилась идея – вырастить пленку за счет сегрегации, используя только нагрев. Это позволит выращивать тонкие пленки нужного состава на более простом и экономичном оборудовании. Сейчас мы уже получили формулы для расчета условий роста пленки и образцы сверхтонких пленок на медно-марганцевых подложках. Разработанный нами метод позволит упростить процесс выращивания тонких пленок и удешевить производство разных приборов микро- и наноэлектроники. 
- Кому принадлежала идея принять участие в «УМНИКЕ»? Кто вообще «виноват» в твоем увлечении наукой?
- Специальность микро- и наноэлектроника я выбрал неслучайно – в школе любимыми предметами были информатика, математика и физика, поэтому особых сомнений в выборе факультета и специальности у меня не было. А дальше уже большую роль играли преподаватели нашего вуза. По моему мнению, от педагога вообще очень многое зависит – попадется человек, любящий и знающий свою профессию, умеющий заинтересовать, поддержать – ты и сам не заметишь, как с головой окунешься в тему и будешь готов часами и днями заниматься наукой. С самого начала учебы в магистратуре мне такой педагог попался – доцент Игорь Николаевич Сергеев, благодаря ему я и увлекся научно-исследовательской работой. Позже, когда работал над кандидатской, моим научным руководителем был профессор Азамат Аюбович Шебзухов, немало сделавший для того, чтобы я работал с интересом и удовольствием. Вообще, знаете, в университете немало замечательных ученых и педагогов и они всегда готовы помогать студентам – тем, конечно, кто этого хочет, кто действительно заинтересован. 
- Но, мне кажется, среди них больше тех, кто занимается фундаментальной наукой, а Фонд содействия инновациям, финансирующий программу «УМНИК», рассматривает только те научные проекты, которые можно коммерциализировать…
- И, тем не менее, они могут и идею подать, и помочь исследования провести, и выводы оформить! К тому же наши преподаватели активно популяризируют и пропагандируют науку и исследовательскую работу. Быть студентом КБГУ, хоть немного интересующимся наукой, и не знать о проекте «УМНИК» невозможно. Участвуют в нем сотни бакалавров, магистрантов и аспирантов, выигрывают, правда, далеко не все. Я лично дважды в этом проекте принимал участие. Тема моей первой работы касалась пайки керамики и металла, но эта работа не вышла в финал. А вот вторая попытка оказалась удачной.
- И ты уверен в том, что твои научные идеи и разработки можно успешно коммерциализировать и превратить в хороший доход?
- А почему нет? Скажем так: я в это верю. Прецеденты есть – посмотрите, например, на наших химиков с их полимерами – актуально и успешно. Почему же физики не могут так же, мы же тоже работаем над созданием новых материалов! Не думаю, что я остановлюсь только на «УМНИКЕ», надеюсь, что будут новые проекты и новые гранты.
- А пока основной доход молодого ученого – преподавательская работа?
- Ну, эта работа скорее «для души». Мне нравится. Я преподаю студентам физмата и детям в технопарке «Солнечного города». В «Солнечном городе» я и бесплатно готов работать! Там 90% школьников просто одержимы наукой, исследованиями, идеями. Иногда приходится просто прогонять их домой, увлекшись своими научными изысканиями, они забывают о еде, отдыхе, родителях, которые их дома ждут!.. Работать с такими детьми – удовольствие! Со студентами сложнее… Вот казалось бы: ты же сам специальность выбрал, тебя никто не заставлял, чего же ты сидишь на парах со скучающим видом, ждешь звонка и радуешься «троечке» в зачетке? На первый взгляд, лишь 10% всех студентов действительно хотят и любят учиться, но если их заинтересовать темой и подачей этой темы, то этот процент может вырасти и до 50! Я стараюсь. Хотите разобрать работу приборов на примере современных автомобилей – пожалуйста! Беспилотников – да ради бога! Они прагматики. Хотят применять знания на практике, причем «здесь и сейчас»…
- И это правильно! И мне тоже это интересно! Какая, например, для тебя польза от твоих проектных или диссертационных исследований? Ты можешь применить знания и умения, полученные тобой в процессе исследований, на практике – «здесь и сейчас»? Я имею в виду в быту, в повседневной жизни? 
- Конечно! Ведь именно в процессе работы над проектом, над диссертацией я многому научился, в том числе хорошо освоил программирование. Сейчас могу делать сайты, писать программы. Себе вот сделал программу, которая подсчитывает количество баллов моих студентов – удобно. Лишних знаний не бывает! И, если постараться, им можно найти применение на практике.

Фото Т. Свириденко.

Свежие номера газет Советская молодежь


12.09.2018
05.09.2018
29.08.2018
23.08.2018