5 апреля, 2023 - 12:46
В конкурсе профессионального мастерства «Педагог года» главной номинацией, безусловно, считается «Учитель года», обычно победитель в ней проходит все этапы в регионе и выезжает на всероссийский этап. В последние годы в этом конкурсе вообще была лишь одна номинация – «Учитель года», и назывался он так же. Но в этом году, в связи с тем, что он объявлен Годом учителя и наставника, конкурс значительно расширился, педагоги в нем состязались в четырех номинациях, в том числе и «Классный руководитель», раньше, к слову, эта номинация называлась «Классный классный». Это как раз тот самый «человек года» – Года учителя и наставника, ведь именно он, как никто другой, сочетает в себе две эти ипостаси – учитель и наставник.
Лучшим классным руководителем в этом году жюри назвало учителя начальных классов нальчикской школы №6 Жанну Вектемуровну Дмитрян. Это, кстати, не первая ее победа, в 2021 году она успешно выступила и в двух других профессиональных конкурсах – стала победителем региональных этапов всероссийского конкурса «Воспитать человека» и всероссийского конкурса на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий. Кстати, пусть никого не смущает, что учителя начальных классов выступают в роли классных руководителей – это повсеместная практика, да и вполне понятная – в начальной школе учитель обязательно и классный руководитель, а зачастую и воспитатель, и психолог, и педагог дополнительного образования, и даже кумир. Первый учитель – он всегда не в одной и даже не в двух ипостасях, может, поэтому мы все их запоминаем на всю жизнь.
В классе на столе у нее гора фотографий и альбомов.
- Это мы с коллегами ролик пишем к республиканскому этапу конкурса, но, если мешает, я уберу, - говорит Жанна Вектемуровна.
- Нет-нет, дайте посмотреть! – прошу я и «залипаю» в фотографиях и альбомах тридцатилетней давности.
- Это мой самый первый класс, я их взяла в 1992 году сразу после педучилища, - объясняет она, - а вот я, мне тут 19. А это наш выпускной альбом. В нем все дети рисовали себя и писали, кто кем хочет стать.
- Сбылось?
- Не совсем. Ну, например, Манана мечтала быть певицей, а работает в банке, Дима хотел быть космонавтом, но стал хорошим автослесарем… А вот у Толика все сбылось. Вот, видите, он тут нарисовал себя и написал, что хочет быть «по-лицейским». А ведь это было лет за 10 до реформы в милиции и до того, как ее в полицию переименовали! Толик сейчас офицер полиции, представляете? Вот как он мог такое предугадать?! Толик, кстати, был одним из первых, кто поздравил меня с победой в конкурсе «Педагог года». Он создал общий чат одноклассников и меня туда пригласил, как первую учительницу.
- Вы до сих пор общаетесь со своими бывшими учениками?
- Да, со многими. Знаете, какие самые теплые слова я слышала от своих выпускников? Однажды мой ученик, которому учеба в школе давалась не очень просто, сказал мне, что начальная школа – его лучшие воспоминания, и я была единственной, кто его хвалил. А я их всегда хвалю, всех. Не получается с учебой? Зато вон какие поделки ты умеешь делать на уроках труда! Плохо с грамматикой и рисованием? Но ты самый быстрый и ловкий на физкультуре! Мне всегда есть за что их похвалить, потому что они все для меня и умные, и талантливые, и красивые. Наверное, просто потому, что все – любимые, все – мои.
- Это любовь к детям повлияла на выбор профессии?
- Мне было 15, когда я твердо определилась: хочу быть учительницей! Я тогда не думала о любви к детям, как ни странно, я просто хотела их учить. Я хотела быть как моя первая учительница – Галина Петровна Михайлова – она была такой внимательной, заботливой, она для нас всех была как член семьи. Или как Нина Федоровна Громова – мой учитель русского языка и литературы. Все-таки больше всего на мой выбор профессии повлияли именно мои учителя – благодаря Галине Петровне я после 8 класса с отличным аттестатом поступила в педучилище, а благодаря Нине Федоровне я, уже работая учителем, поступила в СОГУ на филфак – хотела, как она, быть журналистом. Об этих двух профессиях я думала, как о параллельных, не взаимоисключающих. И ведь почти получилось же, хоть и с опозданием. Лет семь назад я стала публиковаться в республиканских газетах Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. Пишу в основном о поисковой работе, о военно-патриотическом воспитании, о ветеранах войны и труда.
- Родители одобрили такой выбор? Имея аттестат с отличием, в то время редко кто уходил из школы после 8 класса.
- Мама полностью поддержала. Она всю жизнь проработала врачом и всегда говорила мне: «Только в медицинский не иди, это не просто сложно, это профессия на 24 часа в сутки». Я это сама видела: мама приходила с работы и, не успев поужинать, звонила своим больным, интересовалась подробностями самочувствия каждого. Да и ей звонили пациенты днем и ночью, а она переживала за каждого, как за родного человека.
Ну и потом, я ведь и училище закончила с отличием, и университет потом, так что никуда мои «пятерки» не делись, а только множились. А педучилище было престижным учебным заведением и 40 лет назад, и 30, и сейчас таким остается. Нам такую сильную базу давали, так многому научили! Не поверите, я до сих пор иногда теми «методичками» пользуюсь. Мы когда практику проходили, у нас перед каждым уроком по четыре консультации было! Последняя моя практика была здесь, в школе №6. Бывший директор – Галина Юсуповна Соттаева – сказала мне тогда: «Бери «подготовишек» и готовь их к первому классу – у тебя почти все лето впереди. Вот твои будущие ученики, вот твои наставники – все, что непонятно – спрашивай, помогут, подскажут, научат». Согласитесь, хорошая практика подготовки к школе и детей, и молодых учителей. К 1 сентября мы с моими первоклашками уже подружились, с коллегами я познакомилась, да и базу какую-то детям дала. Сейчас, увы, подобное, насколько я знаю, не практикуется, к сожалению, – все школы до июля заняты выпускниками и ЕГЭ, не до первоклашек.
- Благодаря большому стажу работы у вас есть возможность сравнивать как изменился уровень подготовки детей к школе. Сейчас они более подготовлены?
- Нет сильно заметной разницы. Необходимую базу – складовое чтение, умение считать до 10 и обратно – как давали детские сады, так и дают, дети приходят в первый класс примерно одинаково подготовленными. В большинстве. Хотя исключения, конечно, бывают. Логическое и творческое мышление лучше развито у детей, которые до школы занимаются в развивающих центрах, в центрах детского творчества. Но вообще-то вряд ли какой-нибудь учитель начальной школы вам пожалуется, что дети приходят в первый класс неподготовленными, не умеющими читать, писать, адаптироваться в коллективе, сосредоточить внимание на важном, ведь каждый из нас понимает, что это и есть наша задача – всему этому их научить.
- Можно немного о том, как научить ребенка «сосредоточить внимание на важном»? Особенно если это не один ребенок, а двадцать.
- Или 30, были у меня и такие классы. Наверное, у каждого учителя свой метод, у меня их несколько. Иногда я привлекаю внимание голосом, интонацией, порой специально говорю очень тихо, тогда отвлекающихся, болтающих или шумящих на уроке одергивают свои же товарищи: «Тссс, тихо, не слышно же ничего!» Действует. Еще один способ – вводить в уроки яркие, наглядные элементы. У детей младших классов наглядно-образное мышление, им очень нравится все, что можно увидеть, потрогать. Еще с педучилища мы – учителя начальных классов – постоянно собственноручно мастерили необходимые наглядные пособия для уроков, в первые годы работы я клеила их строительной замазкой на доску. А сейчас у нас интерактивные доски – кнопку нажал, пальчиком влево-вправо провел, у тебя на экране все, что надо, появилось.
- Это «нагляднее»? Ну, вам и детям это удобнее?
- Знаете, что я заметила? И мне, и детям удобно пользоваться обоими методами – и интерактивной доской, и «рукотворными» пособиями, которые можно потрогать. Так что у нас на уроках иногда работают обе доски одновременно – интерактивная и обычная.
- Видимо, не скоро наступят еще те времена, когда в школах роботы заменят учителя. Ведь в последнее время об этом нередко говорят.
- Такие времена никогда не наступят. Умению общаться, творить, критически мыслить не научит никакой робот, только человек! И индивидуальный подход к каждому ученику робот тоже не будет искать.
- Ну и тем более не сможет быть классным руководителем, это ведь не про образование, а скорее про воспитание. Классный руководитель он больше все-таки кто – воспитатель, нянька, наставник, старший друг?
- …и учитель, если речь идет о начальной школе. Если говорить очень просто – это связующее звено между школой и домом, это тот, кто семью и школу делает одним гармоничным общим, нацеленным и на воспитание, и на учебу. Да, и воспитатель, и наставник, и старший друг. Воспитатель я бы выделила даже. С каждым своим классом воспитательную работу я выстраиваю именно «под этот класс». В прошлом году, к примеру, у меня среди 30 учеников был 21 мальчик и всего 9 девочек, поэтому акцент в работе я делала на патриотическое воспитание. Проводила Уроки мужества, тематические классные часы, учила работать с журналами боевых действий времен Великой Отечественной войны на информационных сайтах, организовала встречу в городском Совете ветеранов с руководителем поискового отряда, водила ребят в Зал боевой славы Национального музея, на акции «Открытка пограничнику», «Блокадный хлеб», «Окна Победы».
Родители моих малышей – мои активные помощники или, скорее, полноправные участники воспитательного процесса. Мы вместе ведем профориентационную работу, считая, что даже в таком возрасте детей можно и нужно знакомить с профессиями. Мы с классом были в мастерских у наших творческих мам и пап – художников Сергея Сорокина и Юлии Зеленской, кондитера Лауры Куантовой – такое удовольствие доставило всем разукрашивание имбирных пряников!
- Известное изречение «У победы отцов много, а поражение всегда сирота» можно применить и к сообществу «Школа-дети-родители». Тут тоже так, если ребенок отличник, победитель разных конкурсов, заслугу школа и семья нередко приписывают каждый себе, а если ребенок проблемный – обвиняют друг друга в этом. Жанна Вектемуровна, трудный ребенок это чья, по-вашему, проблема в первую очередь, кто ее должен решать?
- Ее надо решать сообща и можно решить только сообща. Нередко школа намного больше участия принимает в жизни проблемного ребенка, чем семья, так как чаще всего проблемные дети растут в неблагополучных семьях. В первую очередь, о всех проблемах детей в семье должен знать классный руководитель, и решать он их должен вместе с социальным педагогом, педагогом-психологом, администрацией школы. В принципе, у нас все именно так и происходит.
- Вы, как классный руководитель, знаете, все, что касается ваших учеников – и в школе, и дома?
- Я должна это знать! Для меня мои ученики – мои дети, я переживаю за каждого, хочу быть с ними рядом – пусть не физически, а морально – каждый день, 24 часа в сутки…
- Стоп-стоп! Я, кажется, что-то подобное сегодня уже слышала! Это же ваша мама отговаривала вас стать врачом именно по такой причине – чтобы не воспринимать людей, от тебя зависящих, как своих родных, 24 часа в сутки!
- Совершенно верно! Я выбрала другую профессию, но с таким же «режимом» работы, с такой же отдачей. И, знаете, ни разу не пожалела!