8 марта, 2022 - 13:59
Наша страна всегда славилась своей традиционной системой художественного образования – не имеющей аналогов институцией, примечательной по своему укладу, методикам обучения, базисом которого всегда были и остаются школы искусств. Свой вклад в эту работу внесла и Кабардино-Балкария, которая по праву может гордиться успехами воспитанников своих ДШИ, успехами творческих и педагогических коллективов, работы которых известны далеко за пределами региона.
Пример – детская школа искусств «Радуга» из Нарткалы, с момента своего создания в декабре 1989 года неизменно «собирающая урожай» наград на федеральных и международных конкурсах. Вот и в наступившем году копилка достижений «Радуги» уже успела пополниться дипломами за победы во всероссийских творческих конкурсах «Мои любимые животные», «Сюжеты сказок России и мира», «Чудеса лепки», «Лучший сказочный герой» и «Детские фантазии».
Основатель и бессменный руководитель школы «Радуга» Равида Карданова помнит успехи абсолютно всех своих воспитанников. А ведь детей и их достижений за 32 года существования ДШИ было немало. Большая часть выпускников связала свою судьбу с творчеством, продолжив профессиональное образование в ведущих учебных заведениях страны.
Даже неполный перечень учебных заведений, где учились и учатся выпускники «Радуги», напоминает справочник вузов для абитуриентов: факультет коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики, МАРХИ, Национальный институт дизайна, Московский текстильный институт, Российский экономический университет имени Плеханова, МГУ имени Косыгина, Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет, Кубанский государственный университет, Академия архитектуры и искусства РГПУ…
А начиналось все в 1989 году, когда юной выпускнице художественно-графического факультета Карачаево-Черкесского государственного педагогического института, преподававшей черчение и рисование в нарт-калинской школе №5 Равиде Кардановой предложили возглавить местную художественную школу: «Нам тогда выделили в Доме культуры 2 кабинета, 15 мольбертов, 3 стола и 30 стульев. Пока школа «становилась на ноги» и сформировывался штат, сама работала и техничкой, и «мастером на все руки», да кем только не приходилось быть, но в первую очередь, конечно же, преподавателем.
Я сразу же набрала детишек в основном из той же пятой школы и несколько человек из школ рядом. И начались занятия. Учеников тогда было всего 30. Из них до выпуска дошли 15 человек, 8 детей после поступили в Колледж культуры и искусства в Нальчике.
Жизнь ДШИ сложилась так, что с 1989 года, со дня ее рождения, мы переезжали пять раз, но вопреки всем сложностям, школа не только выжила, но и расцвела.
Наши первые выпускницы Наталья и Ирина Пелипенко, Олеся Фролова уже давно работают в мастерской известного модельера Вячеслава Зайцева. Альбина Хахова, окончив отделение дизайна в Российском экономическом университете им. Плеханова, выбрав цифровые технологии, сотрудничала с интернет-порталом mail.ru. Сейчас девушка, используя в качестве литературной основы адыгское культурно-мифологическое наследие, работает над созданием серии анимированных иллюстраций для электронного издания «Сказание о нарте Сосруко».
Выпускница Архитектурной академии в Ростове-на-Дону Дарья Енжиевская в свое время дважды становилась победительницей III и IV Южно-Российской межрегиональной олимпиады школьников «Архитектура и искусство» по комплексу предметов (композиция, рисунок, живопись, черчение), где два года подряд занимала первое место, а в прошлом году она вошла в число ста финалистов третьего потока офлайн-программы Архитекторы.рф, инициированной ДОМ.РФ в стратегическом партнерстве с Институтом «Стрелка» при поддержке правительства России.
Диана Суспицына окончила Московский архитектурный институт и успешно работает архитектором в Москве».
Равида Карданова убеждена, что знания и умения, получаемые в детских школах искусств, необходимы всем детям. В том числе и тем, кто не планирует связать свое будущее с творческими профессиями. Да не только о профессиях речь. Учеба в ДШИ, помимо всестороннего развития, это еще и в чем-то способ преодоления себя: «Вот Залим Тарчоков, например, углубленно занимался у нас академической живописью и графикой, изучал анатомию головы, чтобы стать пластическим хирургом. Сейчас он студент Санкт-Петербургского медицинского института им. Павлова. Говорит, что ему пригодились знания, которые он получил у нас. Или Лолита Маремкулова, у девушки есть проблемы со зрением, она решила для себя учиться у нас по программе «Национальная гармоника», неоднократно занимала призовые места на различных всероссийских и международных конкурсах.
Или, например, Астемир Шереужев. Когда этот девятилетний мальчик впервые поступил тогда еще в художественную школу (статус школы искусств «Радуга» получила два года назад - ред.), я сразу увидела, что у этого мальчика из Псыгансу талант. Он был старшим ребенком в многодетной семье, у родителей не было возможности регулярно привозить его на занятия в Нарткалу. Но было понятно, что такого ребенка нельзя отпускать из ДШИ». Тогда Карданова решила сама три раза в неделю возить его на занятия и обратно. Что и делала в течение трех лет, на протяжении которых ребенок также был обеспечен всеми необходимыми материалами для учебы. «Сейчас он служит в армии. Окончил Институт сервиса, туризма и дизайна СКФУ, проходил у нас практику. Его дипломной работой стал дизайн интерьера кабинета для дошколят и ландшафтные решения территории школы.
У нас замечательные ученики и талантливые выпускники. Многие из них приводят уже своих детей к нам на занятия.
Но прежде всего успех нашей школы – в педагогах. Наш преподавательский состав – большие энтузиасты, профессионалы высокого уровня. Благодаря их добросовестному отношению к своей работе, наша школа ежегодно открывает свои двери для сотен новых ребят, которые находят здесь применение своему таланту. Благодаря их труду Международная Академия общественного признания наградила нашу «Радугу» званием «Лучшее образовательное учреждение России».
Хотелось, чтобы наша «Радуга» и дальше ассоциировалась с теплом, хорошим настроением, яркими цветами и развитием нашей молодежи».