22 сентября, 2021 - 10:40
«Распахивается дверь, и нас обдает ярким светом, запахом свежей краски. С каждым днем площадка строительства школы преображается. Убираются и увозятся строительные отходы, разравниваются площадки, самосвалы непрерывно привозят землю под озеленение, которое вместе со строителями проведут уже хозяева школы. Новая школа, которую ждут тырныаузцы, подарок нашим детям». Это выдержка из статьи в газете «Цветные металлы», выходившей в прошлом веке в Тырныаузе. Статье 55 лет – именно тогда, осенью 1966 в Тырныаузе открылась новая школа №3. В первый учебный день на торжественной линейке по традиции звонок давали первоклассник и ученик выпускного – десятого – класса. Этой десятиклассницей была активистка Люба Хутуева. Через 6 лет она придет сюда работать учительницей и… ну, и в принципе – все. Больше она отсюда не уйдет. Через 14 она станет директором и проработает здесь полвека. Через полвека я у нее спрошу: «А что дальше?» И она удивится: «А что дальше? Работать дальше надо! Сейчас вот новый учебный год начался, столько дел, столько дел…»
Про нее всегда ходили разные легенды. Говорили, что ученики слушаются ее беспрекословно, с одного взгляда, она никогда на них голос не повышает. И что «взрослые дядьки под 60» в ее присутствии до сих пор чувствуют себя школьниками. И что имя «Любовь» в Тырныаузе популярное – так в ее честь называют своих дочек выпускницы школы. И что в праздники она получает больше тысячи поздравлений от своих бывших учеников со всего мира. «Правда?» – спрашиваю. Она смеется: «Приезжай, я тебе все расскажу!» «Про себя? – уточняю. – Мне про вас хочется, Любовь Шарафиевна».
Я приехала, но оказалось, что про себя она не может, не получается у нее рассказывать о себе вне школы, учеников и коллег. Я с ней замучилась. Спрашиваю: «Кто-то повлиял на выбор вашей профессии?» А она: «Пойдем я тебе ремонт в нашем спортзале покажу! У нас один из самых больших школьных спортзалов на юге России!» Предлагаю: «Давайте поговорим про ваши первые годы в профессии», а она мне – о своих учениках: «Моим первым выпускникам за 60 уже, но я всех помню! Те, которые в 1985 году закончили – мои любимые! Вообще все – любимые! У меня их больше пяти тысяч было – это я считаю только тех, у кого сама преподавала. У нас в школе очень много успешных выпускников. Девять региональных министров среди них, представляешь? По всей России работают. Есть известные ученые, врачи, юристы… Хотя не это главное! Хороших людей среди них много, вот что главное. Недавно один из наших выпускников спас человека из реки Баксан. Я говорю ему: «Там же такое течение бурное, вода ледяная, это же риск такой, как ты не испугался?» А он плечами пожимает: «Но человек же тонул, Любовь Шарафиевна, он ТО-НУЛ!» Вот таких я их люблю – добрых, бескорыстных, смелых. Но умные – это тоже хорошо, правда ведь?»
Уже совсем отчаявшись, я говорю обреченно: «Ну, дайте, хоть трудовую вашу посмотрю – записи о наградах и поощрениях». «Оно тебе надо? – весело говорит Хутуева. – Пойдем лучше нашу столовую посмотришь! Там знаешь, как вкусно готовят».
Трудовую ее я все-таки посмотрела. 14 страниц про награды и поощрения, три звания, в которых «история нашей страны»: «Отличник народного образования РСФСР», «Отличник просвещения СССР», «Заслуженный работник образования КБР» и «Орден «За заслуги перед Кабардино-Балкарией».
После обеда я сдаюсь: «Давайте обо всем уже – и про вас, и про школу, и про учеников с учителями».
- Нашу школу по распоряжению самого Хрущева строили! Не веришь? Во второй половине пятидесятых балкарцы стали возвращаться домой, семьи большие у всех, детям учиться надо, а школ не хватает. Никите Сергеевичу написали письмо с просьбой о новой школе, он на нем оставил свою резолюцию: «Найти самый красивый проект и приступить к строительству немедленно». Мы с мамой тоже из Киргизии вернулись сначала в Лашкуту, а потом переехали в Тырныауз. В 10 класс я пошла в эту новую школу. А вот мама моя – педагог, в школу на работу уже не вернулась, пошла работать на рудник «Молибден».
- Значит, все-таки маме вы обязаны своей профессией?
- Скорее своим учителям. Слышала, как говорят про счастье, от чего зависит, будешь ли ты счастливым в жизни? От трех условий: у кого ты родился, у кого учился и на ком женился.
- Вы – счастливый человек, согласно этим условиям?
- Да. У меня была замечательная мама и большая дружная семья, мамины братья и их семьи, мои двоюродные, многочисленные племянники. И учителя у меня были всегда очень хорошие. И в школе, и в университете. Школьные учителя говорили моей маме: «У Любы дар убеждения и ораторский талант, ей надо идти в педагогический!» Я была и не против, только с условием: поступать буду на специальность «История», очень уж я любила этот предмет в школе. После выпускных экзаменов подала документы в КБГУ.
Студенческие годы вспоминаю, как самые счастливые в жизни. У нас был дружный курс, мы с утра до вечера не расставались, вместе готовились к экзаменам, вместе отдыхали. Никто из нас тогда не обращал внимания на то, что у нас разные нацио-нальности, разное материальное положение, в конце концов, разные характеры, нам было просто интересно и весело вместе. А какие педагоги! Они были не просто прекрасными людьми и замечательными учеными, они были нам как родители. К каждому относились с уважением, в каждом видели личность, о каждом заботились, как о собственном ребенке.
На пятом курсе у нас должна была быть практика. Меня позвали в родную школу, дали четвертые и пятые классы и классное руководство в четвертом – сразу 18 часов в неделю, полную ставку. Это как раз 1 сентября было, 50 лет назад. В принципе, как и всем начинающим, мне не хватало опыта, но это дело наживное. Я вот за что переживала: у нас двор был на три многоэтажки, мы – детвора и подростки, все дружили, несмотря даже на разницу в возрасте в 5-6 лет, и все, конечно, были на «ты». А тут я прихожу в школу, где они учатся, не «девчонкой со двора Любой», а учительницей истории Любовью Шарафиевной. Как примут? Потом оказалось, что зря переживала. Поддерживали меня во всем, старались на уроках, слушались. С учителями была похожая ситуация: я не знала, как себя вести, ведь совсем недавно была их ученицей, а теперь – коллега. Работать нелегко было – в школе тогда больше 1800 учеников, три смены, в каждом классе по 30-40 детей! Сейчас трудно себе такое представить, да?
- Да уж, директору такой школы не позавидуешь.
- А я и не хотела быть директором! В горкоме партии мне чуть ли не ультиматум поставили: или берешь руководство школой, или партбилет на стол. Тем более там такая некрасивая и несправедливая история с увольнением прежнего директора произошла… Ее обвинили в том, что она учителю математики выписала 8 рублей за замещение воспитателя, чтобы та на эти деньги купила лампочки в школьный коридор. И по этому поводу целое расследование провели с показательным увольнением. Но эта история меня многому научила: я никогда и ни при каких обстоятельствах не нарушаю финансовую дисциплину – все до копейки у меня «по букве закона». Если к нам в школу с финансовой проверкой хоть ночью без предупреждения любая комиссия приедет, я буду спокойно спать. Директором первое время тоже было сложно работать. Не могла привыкнуть к тому, что мои учителя, мои наставники – теперь мои подчиненные. Не то, чтобы наказать за какую-то провинность не могла, даже замечание им сделать стеснялась.
- Я у вас в трудовой подсмотрела, что вы и секретарем горкома партии были. Это было повышение для хорошего директора школы?
- Это была совершенная неожиданность. В 1988 году у нас в горкоме, кажется, впервые на Северном Кавказе, прошли альтернативные выборы. И я понятия не имела, что альтернативой действующему секретарю горкома рабочие ТВМК решили выдвинуть меня. Срочно вытащили из дома, где я спокойно кухню белила, на отчетно-выборную конференцию и неожиданно предложили мою кандидатуру. И что еще более неожиданно, я эти выборы выиграла. Знаешь, почему? На этой конференции было много моих выпускников и их родителей, они все проголосовали за меня.
- И на сколько лет вы попрощались со школой?
- Разве я говорила, что я с ней попрощалась? Я не уходила из школы! Все эти три года я преподавала историю в девятых и десятых классах. Утром шла в школу, давала уроки, потом бежала в горком на работу – тут же рядом совсем, через дорогу перейти, после обеда – еще уроки. И так каждый день. Школьные уроки это святое!
- Научите, как успевать сделать за день так много дел.
- Самодисциплина и правильное планирование. Я, например, много лет веду ежедневник. Несмотря на то, что на память я никогда не жаловалась, записываю все, что мне надо сделать за день. Иногда на запись одного дня уходит листов пять. Когда так много дел, конечно, боишься что-то забыть, пропустить, кого-то подвести. Вот, смотри, к примеру, обычная запись рядового учебного дня: обсудить с учителями зарплату и больничные, заменить отсутствующего учителя в 10 классе, совещание в Минпросвещения, посетить урок физики…
- А уроки вы зачем посещаете? Учителей своих контро-лируете?
- Нет, конечно! Я с детьми знакомлюсь. Ты думаешь, почему я все про них всех знаю, хотя их в школе 600 человек почти? На каждом уроке они по-разному раскрываются – один, например, на литературе засыпает, а на биологии блестяще работает, другой наоборот. Значит, будем смотреть, кому на какие дополнительные занятия пойти, а кому и на олимпиаду можно. Я наблюдаю за их интересами, характерами.
- Ваши коллеги говорят, что у вас на уроках идеальная тишина и заинтересованность в предмете. Тоже какие-то секреты есть?
- Ты полвека в школе поработай, все секреты сама разгадаешь! Ну, во-первых, я третье поколение детей этого города учу, в каждом классе из 30 учеников как минимум 20 – дети моих бывших учеников. Или внуки. Они от родителей уже знают, как надо вести себя на моих уроках. Я никогда не повышаю голос на своих учеников, я просто… смотрю. Добиться строгой дисциплины и заинтересованности на уроке может любой учитель. Надо только очень хорошо быть готовым к нему. Хоть всю ночь не спи, готовься, а урок у тебя должен быть такой, чтобы даже самые отъявленные лентяи слушали тебя, раскрыв рот. Тут знания предмета мало, надо еще уметь подать это так, чтобы всем было интересно. Как есть три составные счастья, есть и три составные хорошего учителя: любить детей, знать свой предмет и уметь его преподносить. Причем, чего-то одного или даже двух будет недостаточно, только все три составляющие!
- В вашем коллективе много таких учителей – со всеми тремя составляющими?
- Немало, что радует. У нас в школе учителя, знающие и любящие свою работу. Поэтому текучесть кадров небольшая, если уходят, то в основном в декрет. Хочешь скажу по секрету, в чем я лучший директор в мире? В вопросе «Как удачно выдать замуж учительницу»! Причем, удачно для всех, и для школы в том числе.
- Значит, правила в вашей школе такие: учеников любить, свой предмет знать…
- Нет, подожди, у нас есть еще свое школьное правило, которое действует много лет: «В нашей школе учителям хочется учить, ученикам – учиться, а директору – улыбаться!»