2 сентября, 2021 - 10:53
Сентябрь – время вспомнить об учебе, и это касается не только школьников и студентов. Взрослые тоже все чаще «садятся за парты» и, как правило, в связи с необходимостью изучать иностранные языки. Азинат Аксорова – специалист по разговорному английскому и предпочитает работать со взрослыми учениками. Поговорили с Азинат о том, почему уже пора нам всем отказаться
от понятия «неспособный к языкам».
- Со школьниками и студентами – понятно, но почему работающие люди упорно привязывают начало обучения к сентябрю?
- Пандемия сильно изменила любые паттерны, в том числе завязанные на смене сезонов. Насчет взрослых учеников – у нас летом и зимой примерно одна пора, даже к лету бывало поактивнее: впереди отпуск, поездки за рубеж. Но поскольку границы теперь закрыты, эта мотивация пока снизилась. Хотя психологически да – к сентябрю люди инстинктивно начинают настраиваться на «новый учебный год», многие ученики говорили мне, что этот «школьный рефлекс» так и остался.
- Возрастная «вилка» ваших студентов – она какая?
- По возрасту – от 7 лет до бесконечности, но детей, признаться, я неохотно беру, ведь там нужен свой подход. Я предпочитаю работать с подростками и взрослыми. Подростков и молодежь я вообще обожаю: ты видишь их, например, год, и за этот год какой скачок они делают, причем не только в английском, во всех областях. Это потрясающе! Особенно когда твой характер, твой пример дают еще и воспитательный эффект помимо образовательного. «Мой ученик» – это активный, интересующийся, открытый человек. Изучение иностранного языка, тем более в достаточно зрелом возрасте, предполагает высокую мотивацию, готовность упорно трудиться, а не махнуть рукой при первой же сложности. Это особый склад характера, и таких уже при первой же встрече видно. Вы начинаете работать как система.
У меня нет «общей программы на всех», с каждым учеником разрабатывается что-то новое, подходящее именно для него. Индивидуальные занятия или в группе, очно и онлайн, клуб английского языка в виде обучающего курса или некоммерческий вариант встреч любителей английского – есть множество вариантов. Всегда первым делом у новичков спрашиваю: «Для чего вам английский?» Люди в возрасте обычно говорят «Для саморазвития», либо «Часто езжу за границу, уже устала чувствовать себя глупо, хочу перейти на новый уровень». А кто-то вообще от Альцгеймера так спасается. Вообще, изучение языка – это ведь новые эмоции, новое мировоззрение. В языке это очень хорошо проявляется: как носители того или иного языка интерпретируют мир, это видно по словообразованию, фразеологизмам. А еще я часто шучу: «Если вы не смогли выстроить удовлетворяющую вас личность в рамках русского языка, вы всегда можете сделать это через английский язык».
Моя история с английским началась давно, мне лет 5 было. Сестра показала книгу на английском. Детскую, про кошек и собак. Я еще не умела читать и писать, но тогда пришло первое понимание, что вообще существуют какие-то другие буквы, другие языки. Второе воспоминание – уже из школьных времен. В классе учитель спрашивала, кем мы хотели бы стать. И все начали говорить: «Хочу быть врачом, хочу помогать людям». А я решила отличиться, говорю: «Хочу быть космонавтом, видеть другие миры, путешествовать, узнавать другие культуры». Иностранный язык по сути и есть путешествие в другие миры. Я и путешествовать предпочитаю своеобразно: найти какого-нибудь местного жителя, напроситься к нему в гости, поесть домашней лепешки и поговорить на его родном наречии. Вот это интересно! Всегда старалась запомнить из разных языков хотя бы базовый набор фраз и выражений, мне казалось это обязательным для любого культурного человека. И сейчас так считаю. Тем более в наше время, когда вся информация так доступна.
Я так привыкла к факту, что язык – это что-то само собой разумеющееся, что даже не рассматривала его как отдельную профессию, поэтому поступила…на экономический факультет. Пока училась, продолжала практиковать язык с иностранными студентами, потом по студенческой программе стало возможным выезжать за границу на учебу, поработать. Так, в 20 лет я впервые оказалась в США. Никакого языкового барьера, абсолютная уверенность в себе и своих силах, спасибо практике с моими нальчикскими друзьями. А ведь это была моя первая «заграница». Мой слух настолько привык к английскому языку, будто это был второй родной. Я ездила туда три года, потом начала работать у себя на родине. Но навык владения языком был таким, что все мне твердили: займись преподаванием, «чего добру пропадать», приводили ко мне своих друзей, мол, вот, он едет на конференцию, помоги подтянуть английский. И так все пошло-поехало. Через полгода оставила свою официальную работу и плотно занялась исключительно преподаванием.
- А не пеняют корифеи филологии и педагогики, что вы «не по профилю» работаете?
- Есть, конечно, теория, которую надо изучать. Это уже наука. Но разговорный язык - это все-таки навык. Ремесло, которое нужно осваивать практически. Поэтому я сразу пошла в практику, моя задача – научить человека бегло говорить, я не взращиваю специалиста-языковеда. Я не опиралась на опыт других преподавателей и их методику, а вырабатывала свой путь. Не академический, да, но моя цель – чтобы человек заговорил, не нагружая его научными познаниями. Скорее, через постижение изучаемого языка, и тогда он «собирается» в голове будто сам собой.
- Бывает талант к языкам и «языковая бездарность»?
- Если есть поломка в гене, тогда, может, и не будет способности к языку, такие случаи наука знает. Но у здоровых людей такого не бывает. Бывают разные способности к обучению в принципе. Когнитивные, память, воля, усердие – вот что определяет успех. Ну, и мотивированность, конечно. Хотя я заметила такую вещь, как склонность к тому или иному языку. Например, кому-то ближе английский, а кому-то лучше взяться за французский или турецкий. Это во многом завязано еще и на психологии человека, какая «интерпретация мира» ему ближе. Ведь, повторюсь, все это отражено в языке. Я и сама изучаю несколько языков сейчас. Ищите, пробуйте! Ничего не бойтесь, задавайте вопросы, ведь главное – это ваш неисчерпаемый энтузиазм. С остальным – поможем!
А. Д.