25 августа, 2021 - 11:38
Древнегреческое слово ὁ ὑποκρῐτής (hypokritēs) означало не только актера, но еще и лицемера или притворщика. Что абсолютно неприменимо к актеру Кабардинского госдрамтеатра им. А. Шогенцукова Астемиру Семенову, искренность и прямота которого обескураживают в наше время, когда многие стремятся казаться, а не быть. Астемир из поколения тех, кого называют детьми «лихих девяностых»: ему пришлось на себе испытать тяготы того времени. Точнее, испытать то лихолетье пришлось его маме, жизнь которой вполне может лечь в основу драматического сериала. Родился Астемир в Терекском, в 90 км от Нальчика. Отец погиб за 6 месяцев до его рождения, а мама-медик воспитывала не только его с сестрой, но и двух детей мужа от предыдущего брака. Через время женщина оставила отцовский дом пасынкам и вместе с Астемиром и дочерью стала присматривать за пожилой родственницей, сумев за год жесточайшей экономии построить свой дом. Буквально по одному кирпичу, без коммунальных удобств, но свой. Причем семья, с гордостью подчеркивает Астемир, никогда не голодала, а свое непростое детство парень сегодня вспоминает с теплотой и благодарностью. Поразительно, насколько широки и разнообразны были интересы мальчика, с рождения отличавшегося любовью к творчеству: он все время играл на гармошке-казане, правда, безуспешно. Когда какофония надоедала в доме, он шел музицировать в курятник. А после в жизни Астемира «случилась» музыкальная школа в Красноармейском и класс аккордеона. Пришел сам, правда, с опозданием, больше, чем на год, заниматься вначале приходилось на поломанном аккордеоне – другого тогда для нового ученика просто не нашли, но парень быстро наверстывал упущенное. Знаменитый музыкант и дирижер Александр Чепурной, разучивавший с ним к окончанию музыкальной школы три сложных произведения всего за месяц, пророчил Семенову большое будущее. Но Астемир одной лишь музыкой себя решил не ограничивать. Он любил и умел рисовать, занимал первые места на различных конкурсах, а еще пробовал себя в журналистике: «Любовь к тексту привили именно поездки в «музыкалку», когда я, чтобы не терять времени по дороге туда и обратно, читал взятые в библиотеке книги. И газеты. Признаюсь, любимой была «Советская молодежь». Я постоянно участвовал в ваших конкурсах и даже выигрывал дважды. А вообще, именно вашей газете я и обязан «пробой пера». Как-то раз, когда учился в десятом классе, «Молодежка» проводила творческий конкурс, победителю которого вручили бы сотовый телефон. Я захотел его выиграть и впервые в жизни написал. Поэму о любви, причем большую. Но, оказывается, опоздал на один день, и в конкурсе моя работа уже не участвовала». Но больше журналистики, живописи и даже музыки парня манили театр и кино. После окончания школы он поступает в Колледж культуры и искусств СКГИИ на специальность «Руководитель творческого, художественного коллектива». Вместе с Астемиром прошли еще пятнадцать абитуриентов, а вот защитили диплом, кроме него, всего двое. Кто-то разочаровался в выборе, кто-то не одолел сложные московские программы и экспериментальный курс. Семенов справился. Параллельно учился на юридическом отделении гуманитарно-технического колледжа и подрабатывал: «Первые два месяца брал у мамы деньги, а потом с разрешения директора колледжа работал по ночам сторожем и охранником в супермаркетах, гаражах, книжном магазине, других организациях. Успел получить еще и диплом автомеханика, каждое лето – воспитатель в лагере детского отдыха «Алмаз», в санаториях-профилакториях. С деньгами было непросто, я жил тогда на 125 рублей в неделю. А спать приходилось не больше четырех часов в сутки все четыре года учебы». Помогли тяга к знаниям, талант, любовь к творчеству во всех его проявлениях, целеустремленность и сила воли. На выпускном курсе Семенова по рекомендации министерства по делам молодежи республики направили администратором площадки «Региональные программы» фестиваля «Российская студенческая весна». К детям из «проблемных» и малообеспеченных семей у Астемира особое отношение - для них он и сегодня старается устраивать «сказку». И делал это с самого начала, с первого лагеря, где парень подрабатывал воспитателем. Кстати, именно тогда в республике объявили набор абитуриентов в Кабардинскую студию театрального института имени Щукина: «Три раза мне об этом говорили родные и близкие, и только после третьего раза я решил попробовать. Басню, кстати, не успел подготовить, выучил по дороге в Нальчик. Поступил, и как самый старший, на тот момент мне было 22 года, был назначен старостой». Об учебе в «Щуке» и его преподавателях Астемир говорит с почтением: гордится, что учился в главном театральном вузе мира, работающем по вахтанговской системе, несмотря на все трудности, с которыми ему пришлось столкнуться в Москве. Занятия заканчивались не раньше девяти вечера, а то и в полночь, ни о какой подработке в столице речь не шла. Семенов жил на стипендию, часть которой отсылал матери. Когда по технической ошибке его не включили в список поощренных новогодней премией, это стало для парня катастрофой. Жить было не на что. Но Семенов не стал жаловаться или скандалить, а просто написал заявление об отчислении. И если бы не чуткость ректора института Евгения Князева, который сумел отговорить Астемира от ухода и помог с деньгами, история Семенова-актера могла сложиться совсем по-другому. Хотя в одаренности и стараниях терчанина педагоги не сомневались. В студенческом театре педагог, заслуженный деятель искусств России Валентина Николаенко, известная миллионам зрителей своей ролью Яринки в фильме «Свадьба в Малиновке», назначила Семенова своим помрежем. На протяжении двух лет в качестве приглашенного артиста он играл в первом за четверть века детском спектакле Вахтанговского театра «Кот в сапогах»: «Столько, сколько я получил в «Щуке», нигде в другом месте получить просто невозможно. Выпускникам нашего вуза практически никогда не пригодится дублер, потому что нас учили петь (кстати, все педагоги советовали мне всерьез заниматься вокалом), танцевать, фехтовать, да нас даже акробатике научили. Во время студенчества я писал одноактные пьесы, как Леонид Филатов, делавший точно так же во времена своей учебы в «Щуке». А еще готовил постановки, переводил произведения Эдуардо де Фелиппо и других европейских авторов на кабардинский язык. Несмотря на все сложности материального характера, (что уж говорить, даже во время выпускного я не вышел на сцену потому, что просто не успел заработать себе на костюм), я ни о чем не жалел и не жалею. Я получил то, за чем приехал: багаж знаний и опыта, в том числе, полученного и во время поездок по разным городам». А они порой проходили в режиме экстремальных дедлайнов. Так было с ролью Пастуха в спектакле «Черная бурка», куда актера ввели буквально за полрепетиции перед отъездом в Кишинев. За годы студенчества Астемир успел сыграть Чичикова, Каренина, Акопа в «Хануме», являющегося до сих пор самой любимой ролью, и многих других персонажей отечественной и зарубежной классики. Однако после диплома устроиться по специальности в Москве щукинец не смог, но зато на два года стал ведущим сотрудником города профессий KidZania, где был и актером, и режиссером, и педагогом, в том числе – для особенных детей, квестером и сценаристом. Зная назубок алгоритм работы парка, однажды Семенов решил, что программу нужно обновить, например, фокусами. Обучившись этому делу с «нуля», парень достиг больших профессиональных высот, выступал участником проектов Ивана Урганта и Алсу. Когда в 2017 году худрук Кабардинского госдрамтеатра Руслан Фиров попросил Семенова вернуться домой, то молодой человек много лет создававший собственные разработки по перспективам развития кабардинского театра региона, согласился. Несмотря на то, что его всегда манила и манит кинорежиссура, актерство не теряет для Астемира своей привлекательности. Ему есть, что сказать: «Это единственная профессия, которая дает тебе возможность при любом, самом жестком, режиме сказать прямо в лицо все, что ты думаешь». В кабардинском театре Семенов успел запомниться зрителям по своим ролям Художника в бунинской «Грамматике любви», Малюты Скуратова в «Орле и орлице», Профессора Тимофеева, Васи в «Талантах и поклонниках» – необыкновенно разные, но достоверно переданные артистом персонажи. Удивляет, как человек, погруженный в театр, не ограничивает себя лишь его рамками. Парень не бросил педагогику, занимается творческим воспитанием детей в центрах развития, школах, детских садах. Кстати, благодаря своим воспитанникам, он осуществил и собственный кинодебют в картине «Мама, я дома!»: «Во время нашей экскурсии на киноплощадку Владимир Битоков неожиданно для меня предложил одну из главных ролей. И хотя, из-за занятости в театре, я не смог воспользоваться этим шансом, режиссер настоял на моем участии и предложил мне одну из эпизодических ролей». Успел Астемир поработать и в вокальной студии, и педагогом по сценическому движению, сценическому бою и фехтованию в СКГИИ. Но самым важным артист называет вовсе не творческие достижения. Сам не понаслышке знающий, что такое нужда, с юных лет живущий на самостоятельно заработанные деньги, за период пандемии он взял в подшефные 16 семей, 30 детей-сирот и одиноких стариков: «Вот оно – удовольствие, когда ты можешь вызвать улыбку на лице другого человека, когда ты можешь помочь!»
Наталия Печонова.