22 февраля, 2023 - 12:25
В Нальчике состоялся премьерный показ дебютного полнометражного фильма режиссера Тины Мастафовой.
«Мечта Тембота – быть нужным и, наконец, занять свое место хоть в чьем-то сердце. Но в желанном материнском ему и уголка не найдется, ведь из-за сходства с отцом она раз за разом отвергает его. Исключен он также из сердца близкого друга – тот по-крупному подставляет его. Нет места и у бесчувственного отца, по которому он скучает. Эта боль дает ему новое начало…», - так говорит афиша.
На премьере в Нальчике кинозал был заполнен. Посмотреть новый фильм от выпускницы сокуровской мастерской КБГУ одними из первых и увидеть его создателей вживую пришли гости даже из соседних республик. Перед показом Тина Мастафова поприветствовала зрителей и пожелала всем приятного просмотра: «После картины мы поговорим. Если у вас будут вопросы, я на них отвечу. Если нет – тоже замечательно. Но, мне кажется, у вас и не возникнет много вопросов, вам все будет понятно. Вам понятен менталитет. Вам будет понятна история. И вы точно поймете, почему герои поступают так, а не иначе. Хотя эта картина о молодых людях по всей России, такие истории и драмы случаются во всех городах».
- Если вдруг вам что-то не понравится, то все претензии к режиссеру. Меня не трогайте, - пошутил исполнитель роли главного героя Марат Таумурзаев.
Фильм про молодого человека из Нальчика. Парня зовут Тембот, он студенческого возраста, но нигде не учится. Вместо учебы он подрабатывает днем в пекарне, по ночам охранником и мечтает открыть свой бизнес. И вроде бы что-то начинает получаться, но…
У Тембота возникают большие проблемы. Рассказать матери он не может. Он не может разочаровать ее еще сильнее. Она и так постоянно сравнивает его с бывшим мужем и отталкивает: «Точная копия своего отца. Он ушел, был трусом. Теперь твоя очередь». Парень пытается дозвониться до отца, но он никогда не берет трубку. Он занят, ему не до сына. Однако режиссер в своей картине не фокусировалась только на плохом. Против нескольких отрицательных персонажей в ее фильме десяток положительных. Против одной несчастной семьи здесь другая – теплая и любящая. И в ней Темботу всегда рады, его в ней любят. Его любят друзья, родственники, ребята, с которыми он работал в Дагестане.
Тембот – наивный, добрый и милый парень. Он будто ребенок, которого невозможно не любить. Но его не любят родители, его не любит самый близкий во всем мире человек – мама. По крайней мере, она постоянно показывает это своими поступками. Нелюбовь родителей не дает ему покоя, он все время посвящает попыткам получить от них немного внимания и нежности.
Но в нашем интервью Тина говорила, что имя Тембот было выбрано для персонажа не случайно… Помните? «Это имя переводится как «очень крепкая сталь». В самом конце станет понятно почему именно оно».
Фильм не вызывает дискомфорта, он не смотрится как слишком тяжелая драма. В нескольких моментах ты сочувствуешь герою так, что подступает ком к горлу, но Тина не манипулирует какими-то излишне драматичными, «мозговыносящими» приемами и не пытается выбить из зрителя слезы. Тембот – веселый, позитивный и, несмотря ни на что, жизнерадостный парень. И мне стало понятно, почему он «очень крепкая сталь»: сколько бы бед на него не свалилось, он сохранил лицо, он сохранил в себе доброту и остался хорошим человеком. В этом его главная сила. Он не сдается, он поднимается и продолжает улыбаться. Трудности и потрясения его закаляют.
В конце становится понятно еще кое-что: мама его все-таки любила. Какой-то своей любовью. Она будто боялась потерять своего мальчика, как потеряла мужа. Боялась опять оказаться брошенной. Из-за этого страха она и пыталась всеми силами оттолкнуть сына, заставить его уйти до того, как он сам примет это решение. Поэтому фильм еще и о том, как личная драма каждого из родителей может сломать жизнь ребенка.
Почти все артисты в картине не профессионалы. Несмотря на это они не переигрывают, говорят не фальшиво, но будто немного наивно. Мастафова знала, что брать непрофессиональных актеров – это риск, но рассчитывала, что они «вытянут за счет своей органики». И действительно вытянули. Риск оправдался. Ты будто знаешь всех этих мальчиков в лицо. Они выглядят так, как будто это ребята с твоей улицы.
Фильм состоит из двух частей: основной – игровой, и дополнительной – документальной, куда вошли монологи обычных парней и девушек из КБР. Они рассказывали про свое детство и юность, про свои семьи и проблемы.
- Документальный отрывок был не моей идеей. Это была идея Александра Николаевича. Увидев картину после монтажа, он сказал мне, что это поможет моему фильму. Я не понимала значения этого отрывка, пока не увидела все вместе. Документальная часть – это продолжение игровой. Кому-то, конечно, показалось, что она выбивается. А кому-то, что эта часть намного интереснее и эффектнее, чем игровая, - рассказала Тина.
Вопросов после просмотра задавали не много. Видимо, как предполагала Тина, все действительно было понятно. Журналист Марина Битокова подметила, что Нальчик Мастафовой немного иной, нежели в фильмах других выпускников мастерской Сокурова.
- Нальчик для меня не провинциальный город. Для меня это – малая столица. Здесь много интересных людей, историй, эмоций. Хочется о них говорить. На премьерах в Москве и Петербурге часто задавали странные вопросы и говорили, что на «Кавказе так не может быть». Видимо, у многих сложилось какое-то особое впечатление о Кавказе. Им кажется, что здесь всегда все только под давлением. А я хотела показать нас и наши разные истории. Но в той же Москве и в том же Санкт-Петербурге ко мне подходили люди и говорили: «Ты сняла фильм про меня. Эта история обо мне». Оказывается, мы сняли не региональное кино. Мы сняли кино для всех, - заключила Тина Мастафова.